С 16 февраля в Павильоне № 13 на ВДНХ — лекционный цикл «Многоликий Восток»

Дата публикации 03.02.2023
Павильон №13

Уважаемые посетители!

С 16 февраля в Павильоне № 13 на ВДНХ стартует лекционный цикл «Многоликий Восток».

Расписание лекций

16 февраля    

Искусство Могольской Индии

Купить билет

Е.М. Шинкарева

Империя Великих Моголов, ставшая первым единым могущественным государством на территории Индийского субконтинента, была создана в 20-е годы XVI в. и фактически распалась к середине XVIII века.

На этот период приходится расцвет индийского искусства. Могольская знать окружала себя многочисленными предметами роскоши: великолепными тканями, изысканными ювелирными изделиями, богато украшенным оружием и другими изумительными произведениями декоративно-прикладного искусства. Сложился новый стиль индийской архитектуры, отличающийся торжественностью и грандиозностью форм. В XVI в. был построен дворцовый ансамбль Фатхпур-Сикри, гармонично соединявший в себе природные и рукотворные формы. Величие и изящество присущи зодчеству Индии XVII в. Один из самых значительных архитектурных памятников этого времени –  мавзолей Тадж-Махал. Произведения миниатюрной живописи, создаваемые при могольских правителях, стали истинными шедеврами.

На лекции мы проследим развитие уникальной художественной культуры эпохи Великих Моголов, родившейся из индийских традиций и мусульманских обычаев и впитавшей в себя особенности персидской и тюркской культур.

 

9 марта          

Жизнь Будды в искусстве стран Юго-Восточной Азии       

Купить билет

Н.А. Гожева

В традиционном искусстве таких государств Юго-Восточной Азии, как Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Вьетнам, образ Будды занимает одно из центральных мест. Здесь сложился иконографический канон, насчитывающий самое большое в мире количество разных изображений Будды (более 60!), каждое из которых связано с одним из моментов его легендарной жизни. На примере художественных памятников этих стран в лекции рассказывается о жизни основателя буддизма от момента его чудесного рождения до перехода в нирвану.

 

16 марта         

Китайский фарфор

Купить билет

Л.И. Кузьменко

Китайский фарфор - феноменальное явление в истории мировой цивилизации, уникальное, как с точки зрения совершенной технологии, так и художественных достижений. На протяжении веков, он отражал все основные тенденции времени и в свою очередь влиял на развитие других видов искусства не только в Китае, но в других странах Востока и Запада. Фарфор поистине можно назвать энциклопедией китайской жизни, истории, мифологии, литературы, театра, живописи, обрядов, связанных с традиционными праздниками, поскольку все перечисленное, нашло отражение в сюжетной тематике росписей, а также в функционировании самих предметов.

 

30 марта         

Архитектурные жемчужины Индонезии

Купить билет

Г.М. Сорокина

 

Изумрудным ожерельем протянулись вдоль экватора более чем 17 тысяч островов, на которых проживают многочисленные народы Индонезии. Почти в самом центре архипелага располагается остров Ява, где в средневековый период процветали индуистско-буддийские государства. Во славу богов в центре острова на протяжении двух веков возводились многочисленные храмы, среди которых как подлинные жемчужины выделяются два храмовых комплекса – Боробудур (конец VIII – начало IX в.) и Прамбанан (середина IX в). Лекция знакомит с этими выдающимися творениями яванских зодчих, подобных которым нет нигде в мире. Уникальный характер им придают глубоко продуманная, символичная структура и богатейший скульптурный декор, отличающийся значительными художественными достоинствами. Рельефы Боробудура, воплощающего в целом строение буддийской Вселенной, показывают праведные и неправедные деяния людей и их последствия, подчиненные законам кармы, сцены из жизни великого учителя Будды Шакьямуни и его предыдущих рождений, волшебную историю принца Судханы и девушки-киннары Манохары и многое другое. Скульптурный декор храмов Прамбанана восхищает величественными картинами эпической поэмы «Рамаяна», которые соседствуют с изображениями индуистских богов.

 

6 апреля            

Буддийское искусство Японии: от первых храмов до дзэнских свитков   

Купить билет                                                       

А.А. Егорова

Буддизм приходит в Японию с континента и в VI веке становится государственной религией: строительство грандиозных монастырей, росписи молитвенных залов и скульптурные портреты наставников должны были не только упрочить положение буддизма и укрепить единство страны, но и отразить сложный мир буддийской духовности. Образцами для японских мастеров послужили китайские и корейские буддийские памятники, однако уже к эпохе Хэйан (VIII-XII вв.) буддийское искусство Японии получило яркое своеобразие, как и сам буддизм, соединивший в доктринах и народных представлениях континентальное учение с местными верованиями. На лекции вы узнаете, как осваивались когда-то чуждые идеи и художественные формы, как они укоренялись в Японии и прорастали в местную культуру, как бурные исторические события и смена школ буддизма повлияли на японское искусство – от гигантских статуй эпохи Нара (VIII в.) до эксцентричной живописи и каллиграфии дзэнских мастеров Эдо (XVII-XIX в.).

 

20 апреля           

Древние культуры степной зоны Евразии: Властители степей. Материальная и художественная культура кочевников Азии VII – V вв. до н.э.      

Купить билет                                

С.Б. Болелов

Во второй трети I тыс. до н.э. на огромной территории «Великой евразийской степи» от Днепра до Саян формируется этно-культурная общность, которая в археологии получила название «культуры скифо-сакского типа». Помимо сходного способа хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство, эти культуры, несмотря на локальные различия, характеризуются, в общем, близким обликом материальной культуры и своеобразными, близкими по технологии исполнения и идейному содержанию предметами художественной культуры и декоративно прикладного искусства.

 

27 апреля           

Восточная нумизматика      

Купить билет                             

М.Н. Бутырский

Собирательное понятие «монеты Востока» до некоторой степени условно, настолько разнит их временной и географический диапазоны. Древнейший период восточной нумизматики связан с эпохой доисламских азиатских империй VI в. до н.э. - VII в. (Ахемениды, Аршакиды, Сасаниды, кушаны, Хорезм), в чеканке которых прослеживается как влияние, так и противодействие традициям эллинизма. Сложение мусульманской денежной системы в новосозданном арабском Халифате (VII в.) привело к появлению новых монет: золотого динара, серебряного дирхема и бронзового фельса. Очень скоро определились главные компоненты общеисламского «образа власти» в нумизматике - символ веры, имя правителя, место и год чеканки - и способы его оформления. Отказ от фигуративности не был канонизирован, но его соблюдение требовала традиция. Поэтому столь ярким и оригинальным явлением стали монетные типы тюркских ближневосточных династий XII-XIII вв. (Зенгиды, Артукиды), в которых воспроизводились античные и византийские мотивы.

 

11 мая                

Не потерянный рай. Сюзане Узбекистана

Купить билет

В.А.Мясина

В XIX веке вышивка была одним из самых популярных видов народного искусства Средней Азии. На территории нынешнего Узбекистана и в северных районах Таджикистана, где мастерством вышивальщицы владела практически каждая женщина, получили распространение большие декоративные вышивки, известные как свадебные покрывала сузани. Они были обязательной составляющей приданого невесты, а также играли важную роль в самом свадебном обряде. Их пышные цветочно-растительные узоры взывают к образу Райского Сада, но наряду с этим в них воплотилась неизменная женская мечта о счастье и красоте.

В лекции идет речь о процессе создания вышивок, их стилистических особенностях, ритуальном значении и семантике орнаментальных мотивов.

 

18 мая                

Эхо советского Азербайджана

Купить билет

М.Ю.Филатова

Пионеры и женщины в чадре, красные флаги на фоне мечетей, серп с молотом и исламский полумесяц – эти взаимоисключающие идеологические символы и сюжеты старого и нового соседствовали в плакатах, коврах, вышивках республик советского Востока 1920-х годов. Первое послереволюционное десятилетие стало временем экспериментов, породив авангардные, порой курьезные примеры агитационного искусства, вобравшего в себя множество влияний: театральных афиш, каджарских портретов, книжной миниатюры, древних ремесел ковроткачества, вышивки.

8 июня               

Художественная керамика Турции XVI-XX вв. 

Купить билет                                                                

М.В. Кулланда 

Изготовление керамики — один из тех видов ремесленной деятельности, благодаря которым мировую известность приобрели турецкое декоративно-прикладное искусство и османская художественная традиция. Живописные изразцы мечетей и дворцовых построек по сей день пленяют путешественников в городах Турции, а утварь, создававшаяся керамистами Османской империи (XIV- нач. XX в.), хранится во многих музеях мира.

Мы поговорим об изменениях, происходивших в искусстве производства турецкой художественной керамики, о тонкостях взаимоотношений мастеров с султанским двором, о своеобразии знаменитого «османского стиля», истоках его возникновения, причинах упадка и попытках возрождения.

 

15 июня              

Великолепие персидского базара: декоративно-прикладное искусство Ирана                                                                        

П.В. Коротчикова

Купить билет

Иран с древности славился своими мастерами и предметами быта и роскоши, которые они создавали. Чего только не видели купцы и путешественники, блуждая по базарам и лавкам! Особенно разнообразным и богатым стала продукция ремесленников с приходом в страну ислама. Появились новые формы изделий, новые заказчики и вкусы. Некоторые типы продукции, как великолепные многоцветные чаши-минаи, тонкие, как яичная скорлупа, исчезли так же быстро, как появились. Другие – например, великолепная чеканка и инкрустация драгоценными металлами – известны в стране и по сей день. В богатом собрании Музея Востока хранятся прекрасные образцы разнообразных промыслов Персии. Знаменитые на весь мир ковры и парчовые ткани, чеканные подносы и тонкие, как паутинка просечные курильницы… Мы поговорим про разные типы керамики, изразцов, полюбуемся на украшения, расписные шкатулки и пеналы из папье-маше. Разберемся в особенностях техники и приметах качества изделий, а также посмотрим, какие промысли могут порадовать путешественника на современном иранском базаре.

22 июня              

Маски и марионетки Африки

Д.В.Ванюкова

Купить билет

На протяжении всего XX века африканские маски поселялись в европейских гостиных в качестве «экзотов», сообщающих интерьеру дух приключений и немного опасности. Однако маска как участник подлинной церемонии является лишь частью образа, созданного телом танцора, его костюмом и самой историей, что рассказана в конкретном представлении, будь то церемония поминовения предков у догонов, марионетки бозо или маски общества Геледе у йоруба.

На лекции мы поговорим о типологии масок, их назначении и той роли, которую маски выполняли в традиционных африканских обществах.

 

Лекции проходят в Павильоне № 13 на ВДНХ.

Начало лекций в 19 часов, 12+