Искусство Сибири и Крайнего Севера

1 этаж

Все основные разделы «северной коллекции» – древние и современные художественные изделия народов Чукотки, Якутии, Таймыра и Приамурья – представлены в постоянной экспозиции

Северной Азией называют обширный регион, простирающийся от Уральских гор до тихоокеанских побережий, от степных районов Южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. На этой огромной территории, покрытой тайгой и тундрой, издавна проживает несколько десятков различных народов (якуты, чукчи и др.).

Все основные разделы «северной коллекции» Музея Востока – древние и современные художественные изделия народов Чукотки, Якутии, Таймыра и Приамурья – представлены в постоянной экспозиции.

Коренные жители Северной Азии – потомки древних охотников, приникших в Сибирь и на Дальний Восток из глубинных районов Азиатского континента не менее пятидесяти тысяч лет назад. Они занимаются охотой, рыбной ловлей и оленеводством, якуты также разводят лошадей. По своей антропологической принадлежности североазиатские народы – монголоиды; в их традиционной культуре имеется немало общих черт с культурами таких народов Востока как монголы, китайцы, корейцы, японцы.

Соседство с восточными цивилизациями не могло не наложить заметный отпечаток на духовную культуру народов тайги и тундры. Вместе с тем они сохранили свою национальную и культурную самобытность. Своеобразное мироощущение северян отчетливо прослеживается в их изобразительном творчестве.

Среди экспонатов, постоянно демонстрирующихся в зале «Искусство Северной Азии», немало подлинных раритетов. Так, например, в витринах, посвященных Чукотке, можно увидеть древнеэскимосские изделия из моржового клыка, возраст которых насчитывает две тысячи лет. Это гарпунные наконечники и наконечники стрел, головки гарпунного древка, карабины для транспортировки добычи, накладки, которыми древние охотники чукотских побережий защищали запястье при стрельбе из лука. Тонкий графический орнамент, выразительный скульптурный декор, нередко сплошь покрывающий поверхность этих, казалось бы, сугубо утилитарных предметов, позволяет отнести их к подлинным шедеврам первобытного искусства (Ил. 1,2).

Большой интерес представляет включенная в экспозицию деревянная ритуальная пластика морских зверобоев Берингова пролива. Лаконичные и экспрессивные изображения «предков», гагары, плывущих на лодке охотников были созданы в XIX веке и предназначались для «праздника Кита». Это исключительно важное для жителей Чукотки ритуальное действо обычно устраивалось в декабре, когда заканчивался сезон осенней охоты, и жители прибрежных селений совершали обряды примирения с убитыми животными.

Яркое представление об искусстве Чукотки ХХ века в экспозиции дают миниатюрные скульптуры из моржовой кости и цельные моржовые клыки с сюжетными изображениями, выполненными в технике гравировки (Ил. 3).

1. «Крылатый предмет»

1. «Крылатый предмет»

Чукотка, 1-е тыс. н.э.

Моржовая кость, резьба, гравировка

12,5×4.5×2.5 см

2. Скульптурная группа «Охота на моржей на лежбище»

2. Скульптурная группа «Охота на моржей на лежбище»

Аромке

Чукотка, 1942 г.

моржовая кость, графит цветных карандашей, резьба, гравировка

47×11.5×5.5 см

3. Гравированный клык

3. Гравированный клык

Неизвестный автор

Чукотка, нач. XX в.

Моржовая кость, сажа, гравировка

60×5.5×3 см

Наряду с работами чукотских косторезов в экспозиции можно увидеть произведения резчиков по кости из Якутии и Таймыра.

Эти миниатюрные скульптуры, курительные трубки, детали оленьей упряжи были изготовлены в первой половине ХХ века. Между тем, они несут в себе аромат глубокой древности, поскольку выполнены не из моржового клыка, а из бивня мамонта. Останки этих гигантских животных, населявших сибирскую тундру в древнем каменном веке, до сих встречаются в Заполярье, и поэтому в народном искусстве якутов и долган сохранилась традиция резьбы по мамонтовой кости, возникшая в глубокой древности(Ил. 4).

Якутская экспозиция включает в себя традиционную деревянную посуду для кумыса, в том числе знаменитые кубки-чороны, а также изделия ювелиров, выполненные из серебра в XIX веке (Ил. 5).

4. Табакерка

4. Табакерка

Якутия, XIX в.

Бивень мамонта, дерево, береста, металл, резьба, гравировка

5.5×3×12 см

5. Кубок для кумыса чорон

5. Кубок для кумыса чорон

Якутия, кон. XIX – нач. XX в.

Дерево, резьба

35×17 см

Искусство народов Приамурья представлено работами современных вышивальщиц и уникальным халатом из рыбьей кожи ХIХ века.

Еще в древности рыболовы Амура – нивхи, нанайцы, ульчи – научились обрабатывать кожу лососевых рыб таким образом, что из нее можно было шить не только одежду и обувь, но даже паруса лодок. Практически утраченное в ХХ веке искусство шитья из рыбьей кожи в наши дни вновь появилось на Дальнем Востоке, и в значительной степени возрождению этого древнего ремесла помогают музейные коллекции (Ил. 6).

6. Женский свадебный халат амери

6. Женский свадебный халат амери

Приамурье, XIX в.

Рыбья кожа, х/б ткань, металл, аппликация

104×144 см