Искусство Центральной Азии

2 этаж

Экспозиция посвящена культуре трех народов, искусство которых представлено крупными коллекциями - тибетцы, монголы и буряты

Общепринятого международного понимания термина «Центральная Азия» до сих пор нет. В российской географии с конца XIX в. утвердилось определение Центральной Азии как обширного региона к востоку от Памира и Тянь-Шаня, ограниченного на севере горами Алтая, Саянами и озером Байкал, на юге – Гималаями, а с восточной стороны – хребтами Большого Хингана и Сино-Тибетскими горами. Здесь, начиная с доисторической эпохи, обитали многочисленные кочевые народы, иногда объединяясь и создавая крупные государства и даже империи.

В постоянной экспозиции музея представлено искусство наиболее крупных этнических групп Центральной Азии, это тибетцы, монголы и буряты. Важным признаком, объединяющим эти этносы, является буддизм, одна из мировых религий, принадлежность к которой сыграла существенную роль в формировании культурной самобытности этих народов.

Тибет

Тибет, занимающий обширную южную часть региона, принял первых буддийский миссионеров из Индии уже в раннем Средневековье, а в VII в. н.э. буддизм был провозглашен государственной религией.

В течение последующих столетий на своей родине, в Индии буддизм утрачивал свое влияние, тогда как Тибет превращался в религиозную метрополию Центральной Азии. Именно здесь получило окончательное оформление особое направление северного буддизма – так называемая «Алмазная колесница» (ваджраяна), более известное в широких кругах как тибето-монгольский или тантрический буддизм. Буддийские монастыри Тибета стали центрами культуры и искусства. В храмовых мастерских ежегодно изготавливались тысячи скульптур, икон, ритуальных предметов. Буддийские монахи переводили, переписывалии печатали огромное количество книг.

В зале, посвященном Тибету, представлены основные направления буддийского культового искусства. Это живописные иконы-свитки тангка, написанные минеральными красками главным образом на холсте, и обрамленные драгоценными парчовыми или шелковыми тканями. Тибетские иконы-тангка поражают зрителя разнообразием живописных стилей, интересными композиционными решениями, многообразием персонажей и сюжетов, а также удивительной графичностью, тонкостью и четкостью исполнения.

Расцвет тибетской школы скульптуры относится к XVIII в. Именно тогда было изготовлено изображение богини Ушнишавиджаи. Статуи буддийских божеств традиционно отливали из металла в так называемой «технике исчезающей восковой модели», часто использовали чеканку и гравировку, а также покрытие из сверкающей позолоты (Ил. 1). 

В собрании музея имеются и довольно редкие образцы деревянной скульптуры, например, статуи Будды Ратнасамбхавы (Ил. 2) и известного реформатора тибетского буддизма, основателя школы гелуг Цонкапы (1357-1419).

Представляют интерес необычные культовые предметы, сопровождающие буддийский ритуал – это курильницы с украшениями в виде драконов, кинжалы пурпа для борьбы со злыми духами, магические скипетры ваджра и ручные колокольчики с фигурной рукоятью (Ил. 3).

Тибет был страной, вероятно, давшей всей Центральной Азии церемонию цам (чам) - самобытное культурное явление, которое можно назвать ритуальным танцем, пантомимой или танцем с диалогами. Основная особенность цама - участие костюмированных персонажей в масках (Ил. 4). Этому ритуальному действу посвящен небольшой раздел экспозиции, примыкающий к тибетскому залу. Самое главное здесь - крупные выразительные маски, изготовленные из папье-маше, раскрашенные и дополненные кожаными и волосяными деталями. Пять масок изображают божеств буддийского пантеона и изготовлены в Монголии в XIX -первой половине XX в. Экспозиция дополнена иконами-тангка, музыкальными инструментами и деталями костюма участников представлений цам.

1. Ушнишавиджая

1. Ушнишавиджая

Тибет, XVIII в.

Медный сплав, пигменты; литье, позолота

27×22 см

2. Будда Ратнасамбхава

2. Будда Ратнасамбхава

Тибет, XIX в.

Дерево, резьба, тонировка

В. 81 см

3. Колокольчик ритуальный

3. Колокольчик ритуальный

Тибет, XIX в.

Сплав на основе меди, литье, чеканка, штамповка, гравировка

В. 16, 5 см

4. Маска мистерии Цам «Чойджил»

4. Маска мистерии Цам «Чойджил»

Монголия, Начало XX в.

Папье-маше, дерево, камень, шерсть, резьба, раскраска

40×40 см

Монголия

Северным соседом Тибета является Монголия, часть которой образовала автономный район Внутренняя Монголия в составе Китая, а другая часть (Внешняя Монголия) стала в ХХ в. независимым Монгольским государством.

Тибетские буддисты поддерживали связи с правительством Монгольской империи еще в XIII в., но лишь в конце XVI-XVII вв. активная деятельность миссионеров школы гелуг привела к тому, что буддизм стал религией и массовой, и государственной.

Монгольская коллекция музея довольно велика, и лучшие ее предметы, созданные в XVIII – начале XX вв., заполнили отдельный зал.

Иконы, храмовые скульптуры из металла, дерева, папье-маше, ритуальные атрибуты являются яркими образцами монгольского религиозного искусства. Гораздо более редкими изделиями этой группы являются иконы, а также панно или храмовые стенные завесы, выполненные в технике аппликации и вышивки. В зале сейчас экспонируется стенная завеса из разноцветного шелка и икона «Ваджрадакини», сделанные в начале ХХ в. в этой технике (Ил. 5).

5. Икона «Ваджрадакини»

5. Икона «Ваджрадакини»

Монголия, 1900-1920-е гг.

Шелк, золотная нить, жемчуг, вышивка, аппликация

75×60 см

Бурятия

С севера соседями монголов являются буряты, живущие в Прибайкалье и Забайкалье.

В XVII  в. буряты вошли в состав Российской империи, а значительная часть их стала буддистами.

Бурятская коллекция музея создана в основном благодаря научно-собирательским экспедициям 1980-х годов. Наиболее ценной частью музейного собрания являются изделия бурятских ювелиров, любимыми материалами которых были серебро и кораллы. Виртуозно владея самыми разными техниками обработки металла, бурятские мастера создали прекрасные образцы поясных наборов, женских украшений, амулетниц и храмовой утвари (Ил. 6).

6. Нож хутага в ножнах с цепью

6. Нож хутага в ножнах с цепью

Бурятия, XIX в.

Сталь, рог, серебро, кораллы, ковка, чеканка

Дл. 25,5 см

Еще три довольно крупных коллекции – тувинская, уйгурская и дунганская, пока не представлены в постоянной экспозиции музея.

Собрание произведений искусства уйгуров и дунган также сформировалось главным образом благодаря экспедиционной деятельности музея. Ковровые изделия – наиболее крупная и интересная часть уйгурской коллекции. Вершина традиционного дунганского искусства – вышивка шелком, представлена предметами одежды и домашнего обихода (Ил. 7).

Самые ранние произведения искусства Тувы относятся к концу XIX в. Это миниатюрные статуэтки из дерева, шахматные наборы, предметы конской упряжи. Кроме того, музей обладает значительной коллекцией скульптуры из резного камня агальматолита (Ил. 8).

7. Женские туфли годиз хэ

7. Женские туфли годиз хэ

Казахстан, ХХ в.

Х/б ткань, шелк, дерево, тесьма, вышивка

22×7×9,5 см

8. Скульптура «Мальчик-всадник»

8. Скульптура «Мальчик-всадник»

Дойбухаа Р. Д.

Республика Тыва. 2007 г.

Агальматолит, резьба

В. 12,2 см; дл. 15 см;