Фотовыставка Сергея Ковальчука «Индонезия. Территория вековых традиций» в парке «Красная Пресня»

Дата публикации 02.08.2019
6+

Государственный музей Востока представляет фотовыставку Сергея Ковальчука «Индонезия. Территория вековых традиций», организованную в преддверии двух важных событий: 75-летия независимости Республики Индонезия и 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индонезией, которые будут отмечаться в 2020 г. Выставка пройдет в парке «Красная Пресня» в рамках Фестиваля Индонезии в Москве.

Сергей Ковальчук, российский фотограф и путешественник, известен работами в жанре тревел-фото со специализацией на странах Азии. Автор книг-фотоальбомов «Окно в Индокитай», «Экзотика Юго-Восточной Азии», «Загадочная Мьянма», «Лаос – страна экологического туризма», «Бруней-Даруссалам: обитель мира».

Фотовыставка основана на материалах многочисленных путешествий Сергея Ковальчука по различным регионам Индонезии. Около восемнадцати тысяч островов насчитывается на территории страны, которая является самой большой в Юго-Восточной Азии как по площади, так и по численности жителей – более 260 миллионов человек. При этом национальный состав населения крайне разнообразен, соответственно, в культуре архипелага существует множество региональных праздников, обычаев и обрядов, большинство из которых имеет древнее происхождение. Фотографическую коллекцию наиболее интересных из них, которые Сергею Ковальчуку удалось увидеть на островах Индонезии, и представляет данная выставка. Основные темы экспозиции: «Праздники», «Обряды жизненного цикла», «Ритуалы», «Образ жизни», «Соревнования и развлечения», «Музыка и танцы».

Каждой теме посвящены отдельные стенды, а каждая фотография – отдельному сюжету, о котором можно узнать из аудиогида. Так, фото с прыжком через двухметровый камень показывает древний ритуал инициации юношей на острове Ниас, которые, только пройдя через это испытание, имели право жениться. О старинном траурном обряде папуасского народа дани рассказывает фотография, где женщина показывает свои руки с отсутствующими верхними фалангами пальцев, которые она отрубила сама себе в знак скорби по умершим близким людям. Отрезание сильно спутанных, свалянных волос у девочки – это традиционная церемония обитателей плато Диенг на Яве, которые считают, что такие дети находятся под покровительством богини Южных морей Раты Кидул и приносят процветание местным общинам. Здесь же, на Центральной Яве, местные жители раз в год приносят жертвы духам вулкана Бромо, бросая подношения в курящийся кратер, а некоторые смельчаки, стоя в жерле, ловят сачками эти подношения. В воинственный наряд с черепами животных облачен исполнитель традиционного танца даяков Калимантана, которые еще в недавнем прошлом занимались охотой за человеческими головами. Гонки быков – пачу джави – на Западной Суматре иллюстрирует эффектное изображение наездника, который кусает хвост быка, чтобы он бежал быстрее. Несущиеся на зрителя всадники с копьями – это конное состязание пасола на острове Сумба, во время которого раньше использовали не затупленные, как сейчас, копья, а с острыми металлическими наконечниками. Обильно проливаемая при этом кровь считалась жертвоприношением божествам и духам и должна была оплодотворить землю перед новым сезоном посадки риса.

«Индонезия. Территория вековых традиций» – так называется не только выставка, но и книга-фотоальбом Сергея Ковальчука. Ее публикация является частью проекта, включающего также организацию в 2019–2020 гг. целого ряда выставок, посвященных Индонезии. Презентация фотоальбома, сопровождаемая небольшой экспозицией из индонезийского фотоархива автора, состоялась 29 мая 2019 г. в Государственном музее Востока.  

На одном из стендов выставки демонстрируются фото произведений искусства Индонезии из собрания Государственного музея Востока. Индонезийская коллекция включает почти тысячу предметов, среди которых каменная скульптура бога Ганеши XIII–XIV вв. с острова Ява, балийская резьба по дереву и живопись, кинжалы-крисы, ткани-батики, гадательная книга батакских жрецов и многое другое.

В рамках выставочного проекта на Фестивале Индонезии в Москве сотрудником Государственного музея Востока Г.М. Сорокиной будет прочитана лекция «Изумрудное ожерелье экватора. Классическое искусство Индонезии». Она посвящена средневековому искусству начиная с появления первых индуистско-буддийских государств Явы и Суматры (IV в.) и до падения последней великой империи Маджапахит (вторая половина XV в.). Зрители познакомятся с памятниками архитектуры Центральной и Восточной Явы, в число которых входят святилища-чанди на плато Диенг (VIII – начало IX в.), величественные храмовые комплексы Лоро Джонгранг (IX в.) и Боробудур (VIII–IX вв.), рельефы которого называют «каменной летописью буддизма».

Одна из основных целей всего проекта, включающего крупномасштабную фотоэкспозицию, публикацию фотоальбома и чтение лекций, – дать представление о ряде культурных традиций Индонезии, еще мало известных российскому зрителю, что будет способствовать укреплению и расширению культурных связей между Россией и Индонезией.

Выставка проходит при поддержке Центра АСЕАН при МГИМО МИД России и посольства Республики Индонезия в Российской Федерации.

          Вход на выставку — свободный.