«Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Армения»

27.04.2020 — 03.05.2020

Государственный музей Востока обладает одной из самых крупных и представительных коллекций изобразительного искусства Грузии, Армении и Азербайджана. Начало ей было положено закупочным экспедициями сотрудников музея в 1930-е годы. Более 2000 произведений живописи, графики и скульптуры, а также копии средневековых миниатюр и фресок, выполненные известными художниками, позволяют наметить, порой пунктиром, пути развития изобразительного искусства в регионе. В коллекции немало работ признанных мастеров, вошедших в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Периодически обновляемая постоянная экспозиция все же не позволяет представить коллекцию в необходимой полноте. Однако сейчас зритель может познакомиться с отдельными, давно не выставлявшимися произведениями. 

 

27.04.2020 — 03.05.2020

Армения, имеющая, как и Грузия, многовековой опыт изобразительного искусства, в нашей коллекции характеризуется работами живописцев и графиков разных поколений. Творчество многих мастеров формировалось за ее пределами, в русле русской и европейской художественных традиций. 

Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Армения».

 

 

1. Башинджагян Геворк (1857–1925).  Озеро Севан ночью. 1914. Холст, масло

Первый кавказский пейзажист Башинджагян получил художественное образование в Петербурге у профессора Академии Художеств М.К. Клодта. Его кумирами были пейзажисты И. Айвазовский и А. Куинджи. При всей достоверности, созданные Башинджагяном образы величественной природой Кавказа тяготеют к романтической традиции.

На этом полотне художник мастерски воссоздает покрытую мерной рябью, серебрящуюся, подобно рыбьей чешуе, поверхность озера, уходящую к горизонту и тающую в дымке. Лодки и манящий огонь на острове только подчеркивают величавый покой Гегамского моря, как называли Севан в старину.

2. Сарьян Мартирос (1880–1972). Деревья с плодами. 1938. Холст, масло


"Природа, какой бы она ни была понятной и обыденной, каждый раз изумляет […] причудливым сплетение кажущихся случайностей и беспредельным разнообразием форм", – отмечал Марирос Сарьян. Он создал за свою долгую жизнь образы Армении, которые можно считать каноническими. Но появление программных произведений было бы невозможным без таких камерных композиций, в которых запечатлен уголок сада, обласканный теплым солнцем, садовая кухня или лужайка среди кустов. Легкими стремительными мазками тонких цветовых градаций мастер превращал непритязательный мотив в подлинный живописный шедевр.  

3. Асламазян Мариам (1907–2006). Тыквы. 1944. Холст, масло

Огромное жизнелюбие, подпитанное энергией и работой, определили долгий, почти в век, путь художницы.  Ей всегда был интересен мир предметов: и сделанные искусными руками изделия ремесленников разных стран, и дары, щедро подаренные природой, которые с любовью собрали земледельцы. Яркие, масштабные, нарядные ее натюрморты несут в себе мощный заряд оптимизма.

4. Бажбеук-Меликян Александр (1891–1968). Встреча. 1948. Холст, масло

Прожив всю жизнь в столице Грузии, художник в начале творческого пути разделял авангардные увлечения Гудиашвили и других своих соратников по искусству, но позже увлекся живописью старых мастеров, особенно Ватто.  Он посвятил свое творчество теме женственности, женской красоте, создав ряд превосходных лирически-камерных жанровых композиций, навеянных темами театральных и цирковых зрелищ.  Будучи чрезвычайно требовательным к себе, он уничтожал разочаровавшие его работы.

5. Минас Аветисян (1928–1975).  Портрет матери. 1964. Холст, масло

Искусству замечательного колориста Минаса Аветисяна присуща та мощь и масштабность пластического высказывания, та содержательность, которая была свойственна средневековому армянскому искусству, пронизанному идеей высокого служения и давшего миру шедевры архитектуры и миниатюры. Неожиданные, на первый взгляд, колючки в вазе, словно перенесенной с фрески храма, переводят конкретный образ погруженной в раздумье женщины с крупными, натруженными руками, на иной, символический уровень, уровень христианского повествования.

6. Акопян Акоп (1923–2013). Пейзаж со шлюзом. 1975. Холст, масло

Графичные, написанные в тончайшей серо-охристой гамме пейзажи Армении, а точнее окрестности небольших селений, появились в творчестве Акопяна с 1960-х, когда художник, родившийся в Египте и получивший художественное образование в Париже, перебрался на свою историческую родину.  Он словно бы погружает природу в волшебный, с оттенком сюрреализма, сон, позволяя разглядеть отдельные ее детали, насладиться чистотой, причудливостью или логикой ее форм. 

7. Ихмальян Жак (1922–1978).  Рыбаки. 1972. Картон, масло

Родившийся в Турции и получивший там художественное образование, художник-романтик из-за своих политических убеждений вынужден был покинуть родину, жил в Китае, а в последние годы жизни – в Советском Союзе. В своих работах он уходил от прямого жизнеподобия, стремясь к музыкальным созвучиям цвета и формы, к метафоричности образов, к непредсказуемому и драматичному борению тьмы со светом, который одновременно является и цветом. Его стиль несет следы увлечения творчеством  Матисса и Марке а также работами современных китайских мастеров:  в собственной живописи он неоднократно прибегал к артистичному росчерку кисти, напитанной уже не тушью, а масляной краской, передающему энергию и «ритм биения сердца».

8. Бдеян Артюша (1910–1984). Натюрморт с бутылками. 1990. Оргалит, темпера

Артюша Бдеян не пошел по стопам своего брата, известного керамиста, однако его работы вошли в энциклопедию наивного искусства. Написанные им застольные натюрморты с фруктами и цветами далеки от натуральности.  Сочетания чистого, звонкого цвета напомнят сияющие красками миниатюры армянских средневековых рукописей. Все предметы ритмично расставленные на белой скатерти: вазы, бутыли, рюмки, кувшины затейливы, нарядны, бережно обведены темным контуром и узорчато изукрашены.

9. Элибекян Вагаршак (1910– 1994). Духан Самадло. 1979. Картон, темпера

Проработав долгие годы директором театров в Тбилиси и вырастив двух замечательных сыновей-художников, Вагаршак на склоне лет вернулся к навыкам, полученным еще в юности, в художественной студии. Его искусство питалось воспоминаниями о Тифлисе начала века, колоритном хлебосольном городе, где всегда радовались гостям, на масленицу проходили веселые шествия ряженых, а в духанах – своеобразных клубах небогатых горожан, писал свои клеенки Нико Пиросмани. 

10. Элибекян Генрих (1936–2019). Рыбы, бутыль и рюмка. 1989. Картон, темпера

Сын Вагаршака Элибекяна, Генрих обладал многими знаниями и способностями: актера, режиссера, философа и ярким живописным темпераментом. Он чрезвычайно интересовался европейским искусством и, в частности, мастерами парижской школы. В 1980-е, ориентируясь на формообразующую мощь Пикассо, он превращал свои натюрморты в полуабстрактные композиции, выразительность которых основана на контрасте цвета и тона, богатых фактурных отношениях.

 

 

1. Башинджагян Геворк (1857–1925).  Озеро Севан ночью. 1914. Холст, масло

1. Башинджагян Геворк (1857–1925). Озеро Севан ночью. 1914. Холст, масло

2. Сарьян Мартирос (1880–1972). Деревья с плодами. 1938. Холст, масло

2. Сарьян Мартирос (1880–1972). Деревья с плодами. 1938. Холст, масло

3. Асламазян Мариам (1907–2006). Тыквы. 1944. Холст, масло

3. Асламазян Мариам (1907–2006). Тыквы. 1944. Холст, масло

4. Бажбеук-Меликян Александр (1891–1968). Встреча. 1948. Холст, масло

4. Бажбеук-Меликян Александр (1891–1968). Встреча. 1948. Холст, масло

5. Минас Аветисян (1928–1975).  Портрет матери. 1964. Холст, масло

5. Минас Аветисян (1928–1975). Портрет матери. 1964. Холст, масло

6. Акопян Акоп (1923–2013). Пейзаж со шлюзом. 1975. Холст, масло

6. Акопян Акоп (1923–2013). Пейзаж со шлюзом. 1975. Холст, масло

7. Ихмальян Жак (1922–1978).  Рыбаки. 1972. Картон, масло

7. Ихмальян Жак (1922–1978). Рыбаки. 1972. Картон, масло

8. Бдеян Артюша (1910–1984). Натюрморт с бутылками. 1990. Оргалит, темпера

8. Бдеян Артюша (1910–1984). Натюрморт с бутылками. 1990. Оргалит, темпера

9. Элибекян Вагаршак (1910– 1994). Духан Самадло. 1979. Картон, темпера

9. Элибекян Вагаршак (1910– 1994). Духан Самадло. 1979. Картон, темпера

10. Элибекян Генрих (1936–2019). Рыбы, бутыль и рюмка. 1989. Картон, темпера

10. Элибекян Генрих (1936–2019). Рыбы, бутыль и рюмка. 1989. Картон, темпера