Чашка курительной трубки

06.04.2020 — 12.04.2020

Иран, втор. пол. XIX в.

Недрагоценный металл, серебро, эмаль, роспись по эмали, позолота, гравировка, монтаж-пайка

06.04.2020 — 12.04.2020

Курение, как не порицаемый Кораном вид деятельности, было распространено в Иране среди всех слоев населения. Путешественники отмечают необычайную зависимость персов от этого ритуала: «И в обществе своей женщины … и в компании друзей, и заграницей, и при дворе – перс не расстается со своей трубкой». Важность этого элемента быта подтверждается тем фактом, что он являлся обязательной принадлежностью всех официальных придворных приемов. В зависимости от достатка, прибором для курения мог быть или кальян, или трубка с наконечником чупук.

Особое место занимал процесс курения в негласном ритуале гостеприимства, часто следующим за общей трапезой. По рассказам европейцев, гостю предлагали курить трижды. Первый раз – сразу после его прихода. Второй – во время обсуждения основных вопросов и сделок. А третий раз являлся молчаливым указанием на окончание аудиенции, знаком для гостя, что пора откланиваться. Состоятельные или постоянные гости могли приходить с собственным курительным прибором.

Курение доходило порой до таких масштабов, что полностью парализовывало любые рабочие процессы. Принц и губернатор иранского Азербайджана Аббас Мирза (1789–1833), например, не без основания полагал, что это дурное пристрастие расхолаживает придворных, не давая им заниматься рабочими вопросами, и пытался вести борьбу личным примером, отказавшись от курения (впрочем, безуспешно).

Курительные принадлежности как высоко ценимые предметы повседневной жизни заслуживали и особого оформления, и часто их украшали росписью по эмали. Важность этого вида художественной деятельности привела к созданию отдельной ремесленной области производства: существовали, например, мастера, которые расписывали исключительно курительные трубки. Мастера состояли в отдельной гильдии и относили себя к художникам наккашам. Так продолжалось до 1870-х гг., когда по экономическим причинам произошло смешение разных групп ремесленников. Яркие, сочные краски и пышность орнамента делали любые бытовые предметы, украшенные в технике расписной эмали – посуду, украшения, курительные принадлежности – произведением искусства. Принято считать, что основное производство расписных кальянов и трубок было сосредоточенно в Ширазе.

Росписи по эмали чаще всего включали изображения красавиц и красавцев (иногда только румяных лиц, вписанных в круглые медальоны), влюбленных пар, а также фантазийных животных и растительных мотивов в характерном ярком лубочном духе. Часто юноши изображались в западных костюмах, а дамы – с глубоким декольте, продолжая моду на включение европейских мотивов в интерьер персидского дома: «Многие из кальянов лучшего сорта покрыты эмалями с изображениями фигур мужчин и женщин в разных … позах; многие из них являются имитацией французской школы живописи и до сих пор содержат платья, которые носили десятилетие назад» упоминал в своих записках Э.Г. Стирлинг в 1828 г..