Экспозиция из фондов Музея Востока на ВДНХ

26.04.2019 — 31.12.2021

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Государственный музей Востока представляет масштабную экспозицию из фондов Музея на ВДНХ. Всего экспонировано более 1500 произведений, основная часть которых ранее не выставлялась. Демонстрируются предметы искусства Кавказа и Средней Азии, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Африки.

Павильон №13
26.04.2019 — 31.12.2021
6+

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Средняя Азия, Кавказ и Северная Азия

Представлены произведения декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии, Кавказа и Северной Азии XVIII – XX вв. Можно познакомиться с керамикой из разных художественных центров Узбекистана, Горного Таджикистана, Кавказа и Закавказья. Обращают на себя внимание резные среднеазиатские деревянные сундуки, столики, бухарская ширма, а также бытовая деревянная утварь из Дагестана и Осетии. Узбекские металлические изделия – кувшины, чайники, самовар, равно как и медные азербайджанские блюда и бронзовые дагестанские котлы также нашли здесь свое место. Помимо вышеперечисленных экспонатов можно увидеть небольшую часть текстильной коллекции Средней Азии и Кавказа – традиционные среднеазиатские матрасы, узбекские мужские и женские халаты, тюбетейки, а также подушки из Азербайджана. Произведения народов Северной Азии представляют нанайские настенные ковры, деревянная якутская утварь, чукотские и эскимосские гравированные моржовые клыки.

Южная и Центральная Азия, Тибет, Индия, Иран

В экспозиции — предметы прикладного и народного искусства, выполненные мастерами Индии, Непала, Центральной Азии, Ирана, Турции, Африки — резьба по дереву (архитектурные модели и декор, инкрустированная и резная мебель, фетиши), предметы из металла (посуда, пластика, предметы ритуальной утвари). Кроме того, представлены изделия из керамики, металла и кости: продукция традиционных керамических и ремесленных центров, ритуальные статуэтки и образцы работ современных мастеров, а также – мозаичные панно. Среди предметов буддийского культа – изображение божеств и учителей, отлитые из бронзы в технике утраченной восковой модели, выполненные в странах Центральной Азии и в Китае. Металлопластика Южной Азии представлена предметами индуистского и буддийского культа — здесь можно увидеть непальское бронзовое литье, изображения индуистских божеств и образцы племенной пластики, отражающие культы неарийского населения Индии. Широко представлено оружие и защитное вооружение Индии и Ирана: шлемы, щиты, булавы, боевые топорики, жезлы. В числе деревянных и лаковых изделий — мистериальные маски и образцы традиционного кустарного ремесла. Помимо этого, можно увидеть металлическую посуду из Южной и Центральной Азии, оформленную в техниках насечки, резьбы, чеканки, гравировки, золочения и серебрения, а также инкрустации.

Юго-Восточная Азия

Широко представлено искусство стран Юго-Восточной Азии – Вьетнама, Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Одним из ценнейших образцов искусства Индонезии является каменная скульптура Ганеши, выполненная в XIII–XIV вв. Значительную часть индонезийского искусства составляет художественная резьба по дереву 1960–1980-х гг. —рельефные панно на сюжеты древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», декоративные маски из светлого дерева. Древние традиции народного искусства Вьетнама демонстрируют факсимильные воспроизведения деревянных рельефов XVII–XVIII вв., украшавших деревенские общинные дома.

Искусство Юго-Восточной Азии представлено рельефными художественными изделиями из металла: фигура сидящего бога войны, алтарный светильник в виде стоящего на черепахе журавля, чаша с чеканными изображениями четырех мифических животных (Вьетнам); блюдо со сценой по мотивам рассказа о предпоследнем рождении Будды в образе принца Вессантары (Мьянма); скульптуры танцоров национального театра Камбоджи. Прекрасным образцом металлической статуарной пластики является скульптура стоящего Ганеши. Значительный историко-художественный интерес также представляет монументальная бронзовая курильница, украшенная сценами из сельской жизни на тулове и фигурой слона на крышке. Она была подарена председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову в 1957 г. первым президентом Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мином.

Значительная часть экспозиции отведена буддийской храмовой скульптуре. Главное место здесь занимает большая деревянная статуя сидящего Будды, выполненная во Вьетнаме в XVIII–XIX вв. Окружающие ее скульптуры относятся к разным иконографическим типам: это вьетнамский Будда в виде младенца с большой головой, делающий свои первые шаги после рождения; тайский Будда с жестом бхумиспарша (касание земли), символизирующим его победу над демоном Марой; позолоченные металлические фигуры стоящего «коронованного» Будды с жестом хамсамут (успокоение страстей) и увенчанный короной Будда врачевания с чашей из Мьянмы. Скульптуры вырезаны из твердых сортов тропических деревьев и покрыты слоями лакового грунта, темно-коричневым лаком и позолотой.

Черным лаком покрыты экспонируемые узкие вертикальные панно с иероглифическими надписями на позолоченном фоне, которые были предназначены для украшения храмового святилища. Технику инкрустации перламутром, возникшую во Вьетнаме еще в XI в., демонстрируют крупные напольные вазы 1980-х гг., узоры которых содержат характерные мотивы драконов, цветов и птиц.

Дальний Восток

В экспозиции — искусство стран Дальнего Востока. Здесь можно увидеть крупные произведения, предназначенные для традиционных китайских интерьеров, а также для залов и декорированных в восточном стиле кабинетов европейских особняков, мебель, выполненную в технике искусной резьбы и инкрустации перламутром и украшенную вставками из камня. Особо значимым предметом является дворцовая ширма, выполненная в технике перегородчатой эмали. Каждая из ее десяти створок, обрамленных полированным деревом, посвящена изображению цветов разных сезонов. Также экспонируются изделия из камня, дерева, металла и фарфора.

Большую часть занимают произведения японского искусства периода Мэйдзи (1868-1912): фарфоровые изделия, вазы, шкафы, а также двухстворчатая деревянная ширма с инкрустированным изображением орла на фоне моря и трех улетающих от него птиц. Японские изделия из металла представлены вазами для икебаны, скульптурой – девушка с фонарем, лучник, «корабль счастья».

Корейское искусство представлено работами современных мастеров: экспонируется авторская керамика Республики Корея последнего десятилетия XX века. Это разнообразные вазы, бутыли, курильницы.

Экспонируется китайский и японский фарфор XVIII – начала XIX вв. Китайский фарфор присутствует во всем многообразии техник и приемов декорирования.

Китайское искусство по дереву представлено скульптурой XIX – XX вв., которая отражает предания, мифологические сюжеты, представляет образы популярных даосских, буддийских и конфуцианских персонажей. В обработке дерева безымянными резчиками четко прослеживаются две тенденции: тщательная обработка и полировка лакированной поверхности, покрытой темно-красным лаком, и максимальное сохранение фактуры и формы первозданного материала для воплощения задуманного образа. Буддийская пластика представлена изображениями Будды, Гуаньинь и многорукого божества, отлитыми в XIX веке.