Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего

ВДНХ, павильон № 13

Государственным музеем Востока представлена экспозиция, раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и его сына Святослава Николаевича Рериха (1904–1993).

Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего

Государственным музеем Востока представлена экспозиция, раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и его сына Святослава Николаевича Рериха (1904–1993).  Основная мысль, объединяющая выставочное пространство, и само название «Ковчег будущего» связаны с концепцией сбережения культуры — главного завета, который семья Рерихов оставила человечеству.

В экспозиции представлено около 380 музейных предметов. Это живописные полотна Николая и Святослава Рерихов, копии архивных документов, произведения декоративно-прикладного искусства — металлическая скульптура и ритуальные предметы, древние бронзовые художественные изделия и украшения Индии, Тибета и Китая, собранные Рерихами в период экспедиций, а также предметы из других коллекций Государственного музея Востока.

  В экспозиции находятся знаменитые шедевры Николая Рериха, среди которых – «Чудо», «Свет Небесный», «Армагеддон», «Ангел последний», «Клад захороненный» и более сотни работ из обширной серии «Гималаи».

 «Культурные сокровища будут истинными ценностями», – прозорливо утверждал Николай Константинович Рерих.  Уже на ранних этапах своего творчества художник, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и заявлял о необходимости охранения древностей и памятников зодчества. Со временем его начинания претворились в международный документ – «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный как «Пакт Рериха». Его подписали в 1935 году главы США и 20 государств Латинской Америки, в 1948 году одобрило правительство Республики Индия. В 1954 году этот Договор лег в основу международной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Художественные воззрения Н.К. Рериха базируются на собственной культурной парадигме «Русь – Гималаи». Главной темой экспозиции является сакральное пространство культуры Святой Руси, протянувшееся до Гималайских обителей. Оно, это пространство, и есть спасительный ковчег человечества. Данная тема в живописи выступает лейтмотивом всего творчества Рериха, начиная со студенческих работ до картин, написанных незадолго до ухода из жизни. В «Зале Николая Рериха» представлены известные полотна «Строят ладьи», «Святой Никола», «Книга Голубиная», «Добрые травы», «Ярослав Мудрый», «Земля славянская». Они дополнены так называемой архитектурной серией, которая относится к раннему периоду его творчества и дает представление о важной части культурного наследия. На этюдах изображены церкви, монастыри, городские башни, крепостные стены.

Обосновавшись в Индии, Николай Константинович продолжает русскую тему в живописи. Художник переносит образы Древней Руси в окружение Гималаев. Он воспринимает Гималайские пики как символ человеческого духа; они трансформируются в образы русских героев («Святогор»).

В отдельном зале представлены картины зрелого периода жизни Н.К. Рериха, написанные в основном в путешествиях по Центральной Азии. По итогам двух своих знаменитых научно-художественных экспедиций в Кашмир, Лахул, Восточный Туркестан, Монголию, Тибет и Маньчжурию в 1920-е и 1930-е годы им было создано несколько тысяч полотен, среди которых «Цветы Тимура», «Мать Чингисхана», «Великая стена», «Цейлон», «Аджанта», «Тангла. Песнь о Шамбале», «Вестник» и другие.

Произведения Николая Рериха, в которых отобразились представления о культурном единстве России и Индии в древности, органично дополняет творчество Святослава Рериха. Святослав Рерих обращается к Востоку, ведь с 1931 года он жил и работал в Индии. Художник, обладая собственным неповторимым стилем, отразил в своей живописи любовь к жизни и труду, добро, религиозность – качества, которые извечно присутствуют в индийской культуре. В картинах, посвященных быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием.  В «Зале Святослава Рериха» экспонируются картины «Весна», «Молчание», «Мы тоже ищем», «Моя маленькая сестра», «Девика Рани Рерих», «Рошан Ваджифдар».

Кураторы: Владимир Росов, Лариса Келим

Экспозиция открыта для посещения с 17 декабря.