Коллекция Музея Востока пополнилась уникальными археологическими материалами. Самый крупный дар поступил с кафедры археологии исторического факультета МГУ от ее заведующего – археолога, доктора исторических наук Анатолия Канторовича. 1049 предметов различных эпох датируются в пределах XVIII-I вв. до н.э. Это украшения, орудия труда, предметы вооружения и конского снаряжения. Анатолий Робертович подробно рассказал о находках и их исторической ценности.
– Анатолий Робертович, какова история обнаружения этого погребения?
– Эта курганная группа около села Новозаведенное Георгиевского района Ставропольского края известна давно. Там несколько курганных групп. Конкретно этот курган называется «Новозаведенное-V». Он крупный – 5 метров высотой и 45 м в диаметре. Погребения, найденные в 2022 и 2023 гг., – дополнительные по отношению к основным захоронениям. Они были интегрированы под насыпь этого кургана на одной из стадий его сооружения. Курган был изначально воздвигнут в эпоху бронзы, в среднем бронзовом веке, в середине III тысячелетия до н.э., затем он досыпался. И только в эпоху бронзы – в скифскую эпоху и в сарматскую эпоху – эти погребения были перекрыты досыпкой. И это, скорее всего, была последняя досыпка, после этого курган уже не досыпался.
- Вы туда приехали вместе со своими студентами. Это была летняя практика?
– Это регулярная экспедиция с 2006 года кафедры археологии исторического факультета МГУ, где я работаю. Там работают и студенты-историки, и те, кто специализируется на археологии в рамках практики. Мой соавтор по раскопкам – приглашенный специалист Владимир Евгеньевич Маслов, научный сотрудник Института Археологии РАН. Студентам повезло, конечно, потому что им попались очень богатые и интересные комплексы.
– Для обычного человека – это «просто» произведения искусства. А с точки зрения истории – о чем рассказывают эти находки?
– Что нам дает археология? Письменность человечество получило 5-6 тысяч лет тому назад. Первые опыты были в Месопотамии, Египте. А все, что было до этого, либо в тех местах, где письменности не было, никак не обеспечено историческими текстами. Огромный пласт человеческой истории, прошлого человечества, не был бы реконструирован, если бы не было археологии, которая дает нам на основании вещественных источников реконструкцию исторической картины, начиная примерно с 3 млн. лет назад, когда первые люди начали первые опыты с создания примитивных орудий труда.
Возвращаемся к этому кургану. Сарматы, которые были обнаружены в этих захоронениях, не имели своих письменных источников, письменности. О них писали историки древнегреческие, древнеримские, восточные. Они, во-первых, не всегда объективны, а во-вторых, они смотрели на них со стороны и поэтому их информация неполная и не всегда достоверная. Поэтому о жизни сарматов много информации дает именно археология.
В этом комплексе есть погребения эпохи среднего бронзового века – второй половины третьего тысячелетия до н.э, так называемые катакомбные культуры. Они тем более не имели письменных источников, даже внешних. Также там есть погребения эпохи скифской, VII-IV век до н.э. О скифах писали, и писали много – тот же Геродот. Но все же этого недостаточно для того, чтобы представлять себе их реальную жизнь. И как раз археология становится основой для реконструкции жизни скифов.
Погребения сарматской эпохи информативны с точки зрения реконструкции прошлого. Роль археологии огромна. И чем глубже в древность, тем она важнее. Вещи сами не говорят, но мы можем домыслить. И мы знаем, как из безмолвной вещи извлечь информацию и как соотнести это с письменными источниками.
Например, мы знаем, что сарматы были кочевым народом, у которого были связи с другими народностями по всему степному поясу, который на западе начинается в низовья Дуная, а на востоке до Байкала и даже до Манчжурии. Эти данные исторические подтверждаются нашими раскопками. К примеру, там есть вещи, привезенные очень издалека: с востока – с Западной Сибири, с территории Манчжурии, и с запада – с территории кельтов, возможно, с Малой Азии или территории Придунавья. Например, есть в погребении шлем совершенно кельтский, кельто-римского круга, оказавшийся в Ставрополье в результате международных контактов. Есть вещи круга культуры народа хунну, которые жили на территории Монголии и Забайкалья, – серебряные и позолоченные поясные пряжки с изображением дракона, которые соответствуют звериному стилю хунну.
– В этом и есть уникальность этой находки – подтвердились письменные сведения о сарматской культуре?
– Это одно из подтверждений их широких контактов. Мы увидели, как в этой точке к аристократу сходились вещи разных культур из разных географических точек.
Еще один пример, теперь из разряда, как для археологии находка недрагоценного металла может быть более «дорогой». В этом же погребении мы нашли железные скипетр и треножник. Навершие треножника оформлено в виде головы, шеи и рогов оленя. Они искусно откованы, это очень непростая работа. Такие треножники и скипетры встречаются на Кубани в погребениях жриц и знатных людей. И у нас оказались символы его власти, скорее всего, не только светской, но, возможно, и духовной. Эти предметы являются показателем высокого социального статуса погребенного. Это более ценная и редкая находка.
Но главная уникальность – это соединение в комплексе вещей ярких, престижных, пришедших с дальних территорий, между которыми лежат тысячи километров.
– Какие еще были сделаны ценные находки, с обеих сторон – с исторической и с буквальной, по материалам?
– Совершенно неказистое погребение, на взгляд любого обычного человека. Один котел, сосуд, относящиеся к эпохе позднего бронзового века. Но оно относится к кругу так называемой срубной культуры, наследовавшей катакомбной культуре. Скорее всего, они были ираноязычным, полукочевым народом, с подвижным скотоводством и подсобным земледелием. Жили на востоке между Южным Приуральем, а на западе доходили до рек Прут, Днестр. Наша находка – самая южная. Ее обнаружение показывает, что ареал обитания этой культуры был шире, чем до сих пор считалось. Такой простой сосуд, сделанный без гончарного круга, с примитивным орнаментом, дал нам очень серьезную информацию. Это пример того, как очень скромное погребение по содержанию вещей может стать бесценным.
Другой пример. Скифские погребения IV-III тысячелетия до н.э. По ощущениям они не очень скифские, хотя по материалам относятся к этому времени. Интегрированы в курган попозже.
Там есть интересные мечи так называемого Меотского круга - и в Музее Востока они хорошо представлены тоже. Раньше их находили на Кубани. А здесь – Ставропольский край. И в двух погребениях в довольно хорошем состоянии мы нашли эти мечи, они дают нам ареал распространения этих мечей.
Кроме вот этого сарматского воина с треножником, скипетром и шлемом кельтского круга, с кубком серебряным, мечом с золотыми обкладками, бляхами золотыми, фаларами разнообразными – полусферическими, плоскими – парадным украшением коня. На плоских фаларах в фас изображена голова какого-то хищника. Аналогов прямых пока мы не знаем таких.
Очень интересная в этом погребении сармата емкость, похожая на сковороду. Она из бронзы, италийского происхождения – такие вещи расходились по всей Европе. Сосуд дает нам хорошую датировку: конец II - первая половина I в. до н.э. В этой «сковородке» был сосудик маленький, тоже бронзовый, видимо, для разливания вина.
У него еще было два колчана, множество стрел. Сам по себе он тоже интересен. У него над глазом вмятина глубокая в лобной кости, но она заросла, это значит, что он был ранен, но не погиб, жил с этой травмой. Антропологи будут его еще изучать.
Нашли мы также замечательные керамические сосуды, сделанные на гончарном круге, происходящие из района современной Северной Осетии – там аналогичные сосуды в это время делались.
Также рядом с ним был подхоронен какой-то воин, которого мы нашли позже. У него длинный железный меч с золотой обкладкой ножен, два колчана с золотыми обшивками. Бронзовые крюки колчанные зооморфные. У него и кинжал, и серебряные с позолотой фалары в ногах. Он тоже знатный, судя по всему. Только у того была масса золотых бляшек, а у этого – золотая гривна, тяжелая, литая, с окончаниями в виде животных, она была у него на шее, он с ней был положен. А в ногах у него был помещены доспехи. Они находились отдельно в углу камеры. Из очень крупных железных пластин, что нехарактерно для этого региона, а больше для Западной Сибири. И есть аналогии кое-где в Средней Азии. В этом доспехе был перевернутый шлем. Железный, сросшийся с железной «рубашкой». Нам пришлось брать их монолитом, чтобы реставратор смог их аккуратно разделить.
Также там был красивый керамический сосуд, бронзовый котел – тяжелый, мощный, характерный для скифского времени с переходом в сарматское. Это драгоценная вещь, хотя и не из драгоценного металла, но очень редкая.
Этот курган не грабился древними ворами, как это случилось с другими. Поэтому нам повезло.
Третье захоронение в этом ряду – это захоронение, которое мы еще должны осмыслить, потому что в самом погребении ничего не было, кроме остатков костей животных, но на пороге камеры лежала девушка лет 17-20, брошенная ничком в эту камеру. Руки ее были подложены под корпус. Судя по всему, она умерла насильственной смертью. Следов на костях никаких нет. Возможно, она руки прижимала к себе от боли. Нога левая закинута назад и согнута, как будто она еще мучилась в агонии. Есть предположение, что она была принесена в жертву.
Судя по всему, она не была бедной – у нее на шее было ожерелье из бусин самых разных, в том числе золотых ромбических подвесок со вставками цветными (камень это или стекловидная масса, мы пока не знаем). Также золотая подвеска в виде оленя очень изящная. В руке у нее был большой кусок мела – тоже загадка. Мел у сарматов применялся как символ огня и клался в погребение. Она лежала не в центре, а у входа, сбоку. Значит, должен быть здесь и основной погребенный, но где он? Может быть, могила была ограблена, но почему же сохранилось ожерелье девушки? Возможно, в темноте сбоку ее просто не заметили. Мы не очень еще это понимаем, и это загадки, на которые еще предстоит найти ответ.
Курган был хорошо заметен. На самой вершине было найдено еще одно захоронение нового времени – XIX век или даже на рубеже XVIII века. Мы нашли человека без всяких вещей, лежащего на спине, головой на запад. Это может быть и мусульманское, и христианское захоронение. Следов древесного тлена, остатков креста, например, мы не нашли. В этих местах жили и христиане, и кабардинцы. Похоронили его с почетом явно, так как это самый центр кургана.
– Почему эти шикарные находки вы решили передать именно в Музей Востока?
– Вообще, мы должны передавать все находки государству, в государственный музей. Студентом я работал в экспедиции при вашем музее под руководством Александра Михайловича Лескова, у меня сохранились очень хорошие воспоминания. Здесь знакомые, друзья. Кроме того, Музей Востока помог и транспортировать эти находки, и обеспечить их безопасность. То есть, все сошлось. Раскопки двух лет нужно было отдавать в одни руки, потому что это один курган, коллекции лучше не делить. Мало раскопать, мало сохранить, нужно еще и сдать, а это большая бюрократия.
Музей Востока – замечательный музей. Кроме того, это ваша тематика. Есть настолько богатые музеи – Исторический, Эрмитаж – для них наша коллекция будет интересной, но она не добавит ничего качественно, потому что у них и так кладовые забиты. А для Музея Востока это станет интересным дополнением. Кроме того, можно ждать, что эту коллекцию покажут, она не осядет в фондах.