Индонезия
Раздел Индонезии знакомит с основными видами традиционного искусства страны.
Важную роль здесь играет холодное оружие, прежде всего кинжалы крисы, выполняющие как боевую, так и ритуально-магическую функции. В экспозиции находятся крисы XVII – XX вв. с островов Ява, Бали, Суматра. Их прямые и волнообразные клинки украшают сложные узоры памор, а деревянные и костяные рукояти – фигуры предков, индуистских божеств и демонов (Ил. 6).
Ценным экспонатом является живописное панно XIX в., выполненное по мотивам известного индуистского мифа о пахтании Мирового океана (Ил. 7).
Искусство батика, которым прославились мастерицы Явы, образно называют «рисованием узоров на сердце». На экспонируемых батиках XIX–XX вв. запечатлены классические орнаменты паранг, тамбал, кавунг и другие, имеющие символическое значение.
Куклы теневого театра ваянг кулит (ваянг пурво), вырезанные из кожи и раскрашенные, показаны на фоне белого экрана с подсветкой и представляют персонажей «Рамаяны» и «Махабхараты» (Ил. 8). Среди деревянных марионеток театра ваянг голек наиболее выразительны мифический змей Антабога (XIX в.) и шут Семар. Представлены также маски ваянг топенг – еще одного популярного в Индонезии вида театрального искусства.
На резных створках уникальной балийской ширмы сер. XX в. запечатлена битва благородных героев Пандавов со злобными Кауравами из эпоса «Махабхарата». Традиционную балийскую резьбу по дереву демонстрируют расписанные яркими красками скульптуры льва синги XIX в., индуистских богов, щелевой барабан, а также маска ведьмы Рангды XX в (Ил. 9). Оригинальность форм и высокое мастерство исполнения отличают современную неокрашенную пластику.
Языческие верования народов Малайского архипелага отражают различные предметы XIX–XX вв.: фигуры предков и духов-охранителей с Суматры, Бали, Новой Гвинеи, календарь, гадательная книга и рог для снадобий батакских жрецов, меч ниасского воина, а также тканиручного ткачества.