23 апреля в 19.00 - онлайн лекция-дискуссия «Археология Средней Азии - субъективный взгляд двух коллег»

Дата публикации 19.04.2020

23 апреля в 19:00 в рамках проекта #ВостокДома и Недели Искусства Древнего мира на официальной странице Музея Востока в Youtube состоится лекция-дискуссия «Археология Средней Азии - субъективный взгляд двух коллег». В дискуссии участвуют: кандидат исторических наук Сергей Борисович Болелов, доктор искусствоведения Тигран Константинович Мкртычев. Выпускники знаменитой кафедры археологии Средней Азии Ташкентского университета обсудят историю среднеазиатской археологии, поделятся своими впечатлениями об археологических памятниках, выдающихся исследователях, выскажут свои мнения по разным вопросам археологии и истории искусства Средней Азии. Их диалог продолжается уже десятки лет - иногда их мнения совпадают, иногда - нет. В рамках дискуссии они поделятся своими воспоминаниями и суждениями.

Темы, речь о которых пойдет в рамках дискуссии:

  1. Школы Среднеазиатской археологии
  2. Экспедиции, стиль работы, методики; «портреты» археологов.
  3. Памятники, культуры в результате раскопок которых, были сделаны открытия, которые легли в основу фундаментальных гипотез и построений.
  4. Археология современности, новые возможности, критический анализ достижений прошлого.

В истории археологии Средней Азии есть знаковые имена - М.Е. Массон, В.М. Массон, С.П. Толстов, В.А. Шишкин, А.И.Тереножкин, С.К. Кабанов, Г.А. Пугаченокова, Б.А. Литвинский, Б.Я. Ставиский, А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак, Л.И. Альбаум, В.И. Сарианиди, Б.И. Вайнберг, Е.И. Неразик, Ю.А. Рапопорт, Г.Л. Семёнов, Г.В. Шишкина, Э.В. Ртвеладзе, Итина М.А., Виноградов А.В., Буряков Ю.Ф., Яблонский Л.Т., Байпаков К.М. и другие. Все эти исследователи внесли вклад в изучение древней истории Центральной Азии, который невозможно переоценить. С.П. Толстов открыл цивилизацию Древнего Хорезма, М.Е. Массон  - неизвестные ранее блестящие произведения монументального и декоративного искусства Древней Парфии, В.М. Массон стал первооткрывателем древнейшей земледельческой культуры на территории бывшего СССР, а также памятников протогородской культуры на юге Туркменистана и первым среди историков и археологов выявил тесные взаимосвязи древних земледельческих культур Средней Азии с древнейшими земледельческими центрами Месопотамии и Северной Индии. Г.А Пугаченкова и Э.В. Ртвеладзе внесли огромный вклад в изучение материальной и художественной культуры Древней Бактрии. В.И. Сарианиди открыл уникальные памятники Бактрийско-Маргианской цивилизации в Южном Туркменистане. На основании раскопок Б.А. Литвинского была фактически написана древняя история Таджикистана. Перечень научных достижений и открытий всех перечисленных ученых можно было бы и умножить, и он занял бы не одну страницу текста.  

Участники дискуссии были знакомы и работали со многими из этих людей. С первого курса университета Сергей Болелов и Тигран Мкртычев принимали участие в археологических экспедициях. Начав с простых землекопов, участники дискуссии со временем стали руководителями разных археологических экспедиций. Им посчастливилось работать на множестве археологических памятниках - Кара-тепе в Старом Термезе, Варахша под Бухарой, Старый Мерв, Дальверзин- тепе, Кампыр-тепе, комплекс Аяз-кала в Хорезме, культовый центр Калалы-гыр 2, городище Бабиш-Мулла, ремесленный центр Бабиш-Мулла 7, поселение Баланды, сакральный культовый центр Чирик-Рабат в низовьях Сырдарьи.

Участники дискуссии застали окончание «Золотого века» археологии Средней Азии, который пришёлся на 1970- 1980-е годы. В это время в Среднеазитских республиках работали крупные комплексные археологические экспедиции, такие как Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, Южно-Таджикистанская археологическая комплексная экспедиция, Пенджикентская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа, Совместная экспедиция на Кара-тепе, Южно-Казахстанская археологическая экспедиция и многие другие.

В эти годы велись широкомасштабные археологические исследования на крупнейших городищах Средней Азии, причем работы велись не просто для того чтобы раскопать еще один археологический объект. В это время ставились большие задачи, призванные комплексно решить или хотя бы подойти к решению какого-то проблемного вопроса и глобальной проблемы древней и средневековой истории Центральной Азии, которые до сих пор еще недостаточно изучены. Можно вспомнить, например, совместный проект по изучению древней урбанизации Средней Азии, в котором участвовали почти все крупные среднеазиатские экспедиции, или программу по изучению материальной и художественной культуры Кушанского царства, которая была запущена после Конгресса 1968 года в Душанбе.   

После кризиса 1990-х годов уже в начале 2000-х началось постепенное возрождение восточной археологии. В этот период были организованы новые совместные археологические экспедиции, в которых принимали и принимают участие и российские, и западные археологи. В начале 2000-х годов уже на современном уровне были продолжены прерванные работы на известных памятниках, например, Кампыр-тепа, начаты исследования новых крупных объектов. Достаточно сказать, что именно в эти годы началось широкомасштабное исследование памятников эпохи бронзы в древней дельте Мургаба и были открыты неизвестные ранее царские гробницы на Гонур- депе.

Уже в начале 2000-х в археологии стали широко применяться естественно-научные методы исследования. Сейчас уже трудно себе представить работы археолога без использования радио-карбонного метода, химико-технологического анализа, без участия групп геофизиков, палеоботаников, палеозоологов и специалистов других специальностей. Широко применяемый комплексный метод открыл огромные возможности максимально объективного осмысления и интерпретации полученного материала. Хочется думать, что это начало качественно нового этапа развития восточной археологии и ориенталистики. Новые возможности, которые открылись с интенсивным внедрением в, как казалось на заре среднеазиатской археологии, сугубо гуманитарную науку естественно-научных методов, позволили скорректировать, а в некоторых случаях и заново переосмыслить выводы и, как казалось, незыблемые заключения, сделанные нашими выдающимися предшественниками. Это естественный процесс, как говориться: книга завершена, исследования продолжаются. Вместе с тем, многие ранее предложенные, но не в достаточной степени аргументированные гипотезы, наоборот подтвердились.  В любом случае, современные археологические изыскания основываются на фундаменте, который был заложен археологами предыдущего поколения.