Страница истории культуры догонов по материалам Малийской экспедиции Института востоковедения РАН и Музея Востока

Дата публикации 16.03.2020
Main building

Благодаря участию в Малийской экспедиции Института востоковедения РАН с 2017 года сотрудники Музея Востока работают на Плато Бандиагара, постепенно погружаясь в культуру и обычаи догонов - этноса, представители которого проживают в Мали, а также пограничных землях Кот-д’Ивуар и Буркина-Фасо.

За прошедшее время участников экспедиции и жителей догонских деревень стали связывать по-настоящему дружеские отношения. Тихие вечера, когда на смену палящему африканскому солнцу приходит мягкая прохлада, всегда были временем неспешных бесед на смеси нескольких языков об особенностях культуры и быта наших стран, а ребятишки, устроившись неподалеку со своими играми, были непременными участниками этих посиделок.  

Всем нашим читателям наверняка знакома детская песенка-потешка «Сорока-ворона» в разных вариантах.  Дети догонов играют в точно такую же игру, называя ее «Пали-пали-па». Потешка начинается с того, что нужно два раза хлопнуть ладонью по ладошке, а потом произнести, загибая пальчики по одному:

Это для твоего папы,

Это для твоей мамы,

Это для младшего брата папы,

Это для старшего брата папы,

Это для тебя и петушка, который будет изжарен!

На последних словах игры: «келе-келе-келе» («ко-ко-ко») один игрок щекочет другого под мышкой. Интересно, что еще в XIX веке такой вариант существовал в России, и «Сороку» заканчивали предложением сходить в лес, где «холодная водица, и ключики кипят-кипят-кипят».

Самостоятельные, неунывающие, поразительно дружные - дети являются для догонов одной из высших ценностей, а их образование считается важнейшей задачей. Сейчас в Мали очень неспокойно, бандитизм и терроризм, к сожалению, становятся в Стране догонов обычным явлением, и одной из первых от этой тяжелой ситуации страдает сфера образования. Благотворительный фонд Grains of Good, партнер музея в рамках гуманитарного проекта в Стране догонов, помог школе древни Энде обеспечить учителей заработной платой в этом году, а скоро, надеемся, школа получит необходимые учебные материалы.