Украшения Тропической Африки: от запада до востока

01.06.2022 — 30.06.2022

Выставка призвана познакомить зрителей с миром украшений, характерных для этносов и этнических групп запада и востока африканского континента.

01.06.2022 — 30.06.2022

Выставка призвана познакомить зрителей с миром украшений, характерных для этносов и этнических групп запада и востока африканского континента. Украшения этносов и этнических групп Тропической Африки невероятно разнообразны как по используемым материалам, так и по техникам исполнения. Ожерелья, браслеты, кольца, украшения для волос позволяют определить возрастной, социальный, имущественный статус владельца и, вместе с одеждой, прической, татуировкой, знаками скарификации говорят о его этнической принадлежности.

На выставке представлены изделия, хранящиеся в фондах ГМВ, в том числе, полученные в ходе экспедиционной работы сотрудников музея в Западной Африке. Восточноафриканская коллекция в 2021 г. пополнилась благодаря крупным дарениям фотохудожника Ольги Мичи. На выставке представлены как традиционные произведения, так и созданные в рамках культуры больших африканских городов, где мастера с легкостью откликаются на актуальный запрос художественного (в том числе, туристического) рынка. Современность здесь не приходит на смену традиции, они существуют вместе, взаимно обогащая друг друга.

Традиционные украшения в Тропической Африке являются частью как женского, так и мужского мира. Воины масаи и самбуру украшают себя пышными бисерными «воротниками», а догонские вожди и лекари носят массивные ожерелья и кольца. Желающий защитить себя мужчина-ашанти может надеть сложно украшенную амулетницу, догоны помещают целебные составы внутрь полых подвесок, а звенящие браслеты девушек-дан отгоняют недобрые силы во время танцевальных церемоний.

1.Шейное украшение. Этнос масаи. Кения. Начало XXI в.
2.Амулетница с крышкой и подвесками. Этнос ашанти. Республика Гана. 1970 - 1980-е гг. 
3.Неизвестный мастер Браслет наручный для танцев. Этнос дан. Кот-д'Ивуар или Либерия. Первая половина XX в.

Западноафриканские изделия демонстрируют разнообразие материалов и приемов создания. Полиэтнические сообщества живут на ограниченной близостью Сахары территории. Издавна люди здесь мигрируют, создают тесные торговые и культурные связи – украшения сенуфо и бауле можно приобрести у догонов, а бамбара переняли у тукулеров и сонинке формы и декор золотых и серебряных изделий, в основе которых лежат крупные, украшенные зернью и сканью биконические бусины, с древности известные в Северной Африке. Металлопластика в Западной Африке развита чрезвычайно, однако для украшений используются различные, в том числе, растительные материалы. Так, сонгаи виртуозно имитируют золотые ожерелья и браслеты тукулёров и сонинке, сплетая свои изделия, «золото Тимбукту», из тонкой соломки.

1.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.
2.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.

Восточноафриканские украшения также исключительно разнообразны: многоцветные, расшитые нитями низанного бисера (привозимого сейчас из Китая, а раньше – из Чехословакии и Италии) головные повязки, ожерелья и браслеты масаи и самбуру соседствуют здесь с плетеными из растительных волокон и грубо выточенными из дерева бусами и браслетами. Как и в Западной Африке (регион Кробо, Гана), здесь активно используются стеклянные бусины из переработанного стекла, которые амхара нанизывают вперемешку с металлическим бисером и подвесками, в том числе, в виде символов авраамических религий.

1. Наголовное украшение. Этнос масаи. Кения. Начало XXI в.
2. Шейное украшение Этнос самбуру. Кения, регион озера Туркана. Вторая половина XX в.
3. Бусы с подвеской в виде звезды Давида. Этнос амхара. Эфиопия. Начало XXI в.

Несколько предметов южноафриканских химба, по контрасту, демонстрируют небывалую колористическую сдержанность и приверженность к почти необработанным материалам. Грубо оббитые железные бусины и плоские бусины из страусового яйца, обилие кожаных вставок часто соседствуют с охристо-коричневой обмазкой из местной, красноватого цвета земли и животного жира. Здесь украшения являются буквально продолжением тела – той же обмазкой химба покрывают кожу и волосы, защищаясь от москитов и злых духов, а также подчеркивая свою красоту.

1. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.
2. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.

1.Ожерелье.  Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг. 
2.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.

1.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг. 2.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.

1. Наголовное украшение. Этнос масаи.  Кения. Начало XXI в.
2. Шейное украшение  Этнос самбуру. Кения, регион озера Туркана. Вторая половина XX в.   
3. Бусы с подвеской в виде звезды Давида. Этнос амхара. Эфиопия. Начало XXI в.

1. Наголовное украшение. Этнос масаи. Кения. Начало XXI в. 2. Шейное украшение Этнос самбуру. Кения, регион озера Туркана. Вторая половина XX в. 3. Бусы с подвеской в виде звезды Давида. Этнос амхара. Эфиопия. Начало XXI в.

1. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.  
2. Бусы. Этнос химба.  Намибия Конец ХХ в.

1. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в. 2. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.