Лики Будды

30.06.2022 — 17.07.2022

С 30 июня в Музее Востока открыта небольшая экспозиция «Лики Будды», где представлены живописные полотна и скульптурные произведения из коллекции известного общественного деятеля и мецената Акифа Гилалова.

Main building
30.06.2022 — 17.07.2022

Министерство культуры РФ

Государственный музей Востока

Куратор выставки: Нонна Альфонсо

Живописные полотна и скульптурные произведения из коллекции известного общественного деятеля и мецената Акифа Гилалова представляют один из интереснейших периодов в развитии буддийского искусства, можно сказать, его кульминационный момент. В XVIII–XIX веках завершается формирование буддийского пантеона, изобразительный канон пополняется новыми стилями буддийского искусства.

Более чем за 2500 лет философское учение Будды Гаутамы, индийского принца из рода Шакья, изначально доступное лишь узкому кругу посвященных монахов, превратилось в широкий поток теоретических знаний и ритуальных практик, который дает возможность всем желающим встать на путь духовного просвещения. Вместе с философской доктриной развивалось и буддийское искусство от условно-символических образов в виде дерева бодхи, под которым Будда достиг просветления, колеса Дхармы, цветка лотоса и отпечатков ног Учителя до огромного собрания из тысячи будд, бодхисаттв, учеников Будды и известных буддийских учителей, защитников и покровителей буддизма.

Часто на вопрос о том, как сами буддисты объясняют такое количество божеств, отрицая идеи о «Боге-создателе», буддисты отвечают: “Все эти образы подобны радуге – проявление необычных качеств Будды и его учения, которые в итоге ведут к пониманию реальности и освобождению от страданий”.

Несмотря на строгие иконографические рамки, буддийское искусство, распространяясь в странах Азии, неизбежно приобретало характерные национальные особенности, обогащалось местным колоритом и дополнялось новыми сюжетами, образами и портретами. Во многих регионах складывались собственные стилистические направления и школы буддийского искусства, возникали крупные ремесленные центры по изготовлению предметов культа.

Одним из таких известных центров в XVIII–XIX веках был г. Долон Нор во Внутренней Монголии. Виртуозно владея самыми разными техниками обработки металла, скульпторы долоннорских мастерских смогли создать целую галерею образов, начиная с абстрактно-созерцательных до очень живых одухотворенных портретов известных буддийских учителей.