Государственный музей Востока обладает одной из самых крупных и представительных коллекций изобразительного искусства Грузии, Армении и Азербайджана. Начало ей было положено закупочным экспедициями сотрудников музея в 1930-е годы. Более 2000 произведений живописи, графики и скульптуры, а также копии средневековых миниатюр и фресок, выполненные известными художниками, позволяют наметить, порой пунктиром, пути развития изобразительного искусства в регионе. В коллекции немало работ признанных мастеров, вошедших в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Периодически обновляемая постоянная экспозиция все же не позволяет представить коллекцию в необходимой полноте. Однако сейчас зритель может познакомиться с отдельными, давно не выставлявшимися произведениями.
В разделе коллекции, посвященном Грузии, представлены работы основоположников национальной школы, живописцев середины и второй половины ХХ века, самобытных графиков, а также произведения русских художников, которых вдохновляла ее культура и природа.
Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Грузия».
Коллекция изобразительного искусства Кавказа начала складываться в музее в 1930-е. Одной из первых работ, поступивших в музей в 1937 году, был этот графический лист. Его автор, Ладо Гудиашвили, уже снискавший себе известность в Париже как блестящий рисовальщик, в конце 1920-х вернулся на родину. Как и многие другие грузинские художники, он принял участие в создании иллюстраций к поэме Руставели, юбилей которого торжественно отмечался на государственном уровне. Гудиашвили оказалась близка фантастическая составляющая литературного сюжета, действие которого разворачивается в вымышленной стране, именуемой Индией. Фантазии на темы средневекового Востока увлекли художника и дали возможность отойти от обязательной пропагандистской тематики социалистического реализма. Стилизовав композицию в духе средневековой миниатюры, Гудиашвили поместил в центре трех «восточных» красавиц, но изображение «второстепенных» деталей: каравана, горного ландшафта, растений, несомненно, доставило ему огромное удовольствие.
2. Ахвледиани Елена Дмитриевна (1901–1975). Улица в Сигнахи. 1933. Бумага, тушь
Городской пейзаж – она из любимейших тем художницы. В Париже в 1920-е она создала изумительные по живописи «уголки Монмартра». Позже, на протяжении многих десятилетий – сотни пейзажей старого Тбилиси. Сигнахи, небольшой уютный городок в Алазанской долине, запечатленный ею на рисунке, содержит элементы будущих композиционных решений. Художницу привлекла не знаменитая крепость, а конгломерат разнохарактерных домиков, карабкающихся по склону горы. Энергично и уверенно она рисует «портрет» каждого: поверхность стены, балкончики, черепичные крыши, объединив своих «героев» в плотную живописную композицию.
3. Какабадзе Давид Несторович (1899–1957). Сванетия. 1939. Бумага, акварель, итальянский карандаш
Давид Какабадзе в 1920-е в Париже проявил себя как изобретатель стереокино, теоретик искусства, написав ряд книг и статей и, одновременно, как авангардный художник. Не уступая дадаистам в оригинальности идей, он делал коллажи с зеркалами, линзами, металлическими поверхностями, а также кубистические и абстрактные живописные композиции и скульптуру. Будучи в 1930-е, после возвращения в Грузию обвиненным в формализме, он на долгие годы прекратил творческую работу, изредка применяя свои находки в оформлении театральных постановок или возвращаясь к ранним темам: пейзажам Тбилиси и различных районов Грузии. Ясно и логично построенные, эти небольшие по формату графические работы значительны и монументальны.
4. Шухаев Василий Иванович (1887–1973). Селение Хвце. 1962. Холст, масло
Художник, прошедший прекрасную академическую школу, участвовавший в выставках объединения «Мир искусства», монументалист и сценограф, много живший путешествовавший по Европе, обосновался в Грузии в 1947 году, после возвращения из сталинских лагерей. Он пользовался в Тбилиси большим уважением как живописец, график и педагог, оформлял спектакли грузинских театров. Им создана замечательная портретная галерея выдающихся деятелей грузинской культуры. Пейзажам разных районов Грузии он также уделял внимание, демонстрируя при их создании не только высокую живописную культуру, но и умение придать ландшафту черты эпичности.
5. Бакулина Людмила (1905–1980) Батуми. Набережная. 1931 Бумага, акварель, гуашь
Только четыре года своей жизни Бакулина посвятила творчеству, создав немногим более 40 работ, хотя вся ее жизнь прошла в атмосфере искусства. Взяться за кисть ее подвигла поездка с мужем, художником, и семьей живописца Александра Шевченко на Кавказ летом 1930-года. Уже в Москве, отчасти руководствуясь зарисовками с натуры, она восстанавливала свои впечатления, не подчиняясь академическим правилам или художественным авторитетам. Портовый город Батум, прижатый к морю цепью гор, обнимающих бухту, в ее работах наполнен веселой суетой. На набережной оживленные загорелые горожане, фаэтоны, крестьянские повозки-арбы, автомобили… Движутся вдали вагончики, снуют лодки, бредут ослики, пароходы вспенивают водную гладь. Утренний свет сообщает чистый голубой оттенок морю, небу, горам. Все пространство кажется наполненным упругим бодрым ветром, раздувающим паруса и уносящим вбок плотные «хвосты» пароходных и паровозных дымов. Чтобы передать впечатление от южного приморского города Бакулиной хватает скупой палитры красок. И кладет она их, как правило, в быстром темпе, стараясь не приглушать звучности цвета смешиванием. Она нарушает перспективу, пропорции, пренебрегает анатомией, превращая ошибки в гротеск и экспрессию, но в то же время сохраняет художественную цельность картины мира.
6. Канделаки Владимир (1943 г.р.). Свадьба. 1973. Холст, масло
Принадлежа к поколению грузинских «шестидесятников», Владимир Канделаки на протяжении практически всего творческого пути придерживается стиля, сложившегося в тбилисской Академии художеств. Его пластической основой стали грузинская торевтика и рельефы средневековых грузинских храмов, а сдержанный колорит тяготеет к оттенкам меди. Сюжеты множества его картин из жизни старого Тбилиси связаны с воспоминаниями детства.
7. Малазония Мамия. (1936 г.р). Серия Галактон Табидзе. Стихотворения. 1980-е. Бумага, гуашь, перо
Замечательный грузинский сценограф Малазония в 1970-е стал заниматься еще и книжной иллюстрацией, а точнее, создавать композиции на темы литературных произведений. Обладая особым даром «художественного перевоплощения», он каждый раз находит оригинальный метод «перевода» литературного произведения на язык изобразительного искусства. Один из блистательных примеров такого перевоплощения – рисунки на темы поэзии Галактиона Табидзе. Тонкий музыкальный и образный строй стихов Галактиона, передающих состояние человеческого духа через состояние природы, воплотился в сложной графической технике. Поэтический текст, написанный от руки, торопливо, словно черновик, органично превращается в нервные, трепетные, созвучные движению мысли линии, образующие, в конечном итоге, пейзажный мотив, пронизанный тем или иным настроением.
8. Тенгиз Мирзашвили (1934–2008). Пейзаж. 1984. Картон, темпера.
На протяжении многих десятилетий Мирзашвили писал лирические пейзажи Грузии с горными селениями, храмами, сцены сельской жизни, наполненные ощущением покоя и гармонии. В совокупности его работы, зачастую небольшого формата, слагаются в цельный образ патриархально-крестьянской Грузии, некую живописно-пластическую ее формулу, которая, раскрываясь постепенно, от работы к работе, захватывает глубиной и правдивостью. Сдержанная благородная цветовая гамма словно светящихся внутренним светом красок, замешана на оттенках охры, умбры – тех пигментов, которые художники называют «землями». Она поразительно достоверно передает колорит и настроение грузинского ландшафта. В коллекции музея около 70 работ художника, значительную часть которых он передал музею в дар.
9. Тотибадзе Константин (Костя) Георгиевич (1969г.р.) Белая скатерть. 1996. Холст, масло
Жанр натюрморта в различных его композиционных и философских модификациях можно считать основным в творчестве художника. С середины 1990-х он пишет покрытые скатертью длинные обеденные столы, стоящие параллельно картинной плоскости, как на грузинских фресках или картинах Пиросмани. На них располагаются, образуя фриз, яства и предметы, объединенные логикой застолья. Изображенные всегда с особой материальной достоверностью, они отсылают то к гурманскому изобилию фламандских натюрмортов, то к эстетике грузинского застолья. Живописные гармонии резонируют со вкусовыми ассоциациями. А неоклассическая манера живописи не противоречит восторгу перед чувственной полнотой бытия.
10. Гигошвили Ия Артуровна (1959 г.р.). Осень. Из серии «Времена года». 1983. Бумага, цветной офорт, акватинта
Ия Гигошвили совершенствовала свои художественные навыки в мастерской, долгие годы руководимой блестящим грузинским графиком Серго Кобуладзе. Ей особенно интересна сложная техника цветного офорта, дающая богатые фактурные и колористические возможности. Поэтическое восприятие действительности, использование явных или скрытых пластических цитат, расширяющих асоциативно-смысловое поле произведения – эти черты характерны для работ многих ее современниц. Но у Гигошвили они воплощены с непринужденным изяществом.