В четверг 14 мая в 19.00 в рамках Недели Центральной Азии на официальной странице музея в Youtube состоится онлайн-лекция «Тибетская сакральная живопись».
Когда говорят о традиционной живописи Тибета, то главным образом имеют ввиду живописные свитки – так называемые иконы-тхангка. Их роль в жизни тибетцев, да и всех последователей буддизма ваджраяны была чрезвычайно велика. Для простых мирян это были образы защитников и покровителей во всех житейских делах. Красочные картины позволяли познакомиться с историей буддизма и рассказами о подвигах великих буддийских учителей. Для начинающего буддиста образ на иконе задает правильное направление пути духовного совершенствования, а для посвященных практиков высокого уровня – это возможность уже в этой жизни выйти за рамки колеса сансары и достичь просветления.
Создание иконы-тхангка – процесс сложный и трудоемкий, состав красок может включать множество компонентов из натурального сырья, в том числе драгоценные камни и металлы. Несмотря на то, что буддийское искусство изначально подчинялось строгому изобразительному канону и по большей части анонимно, художники-буддисты всегда привносили в живописное полотно свое видение мира, свое отношение к запечатленному образу, частичку своей души.
Тибетское сакральное искусство прошло долгий путь развития, заимствуя на первых этапах художественные приемы и канон пропорций у индийских и непальских мастеров. Начиная с X–XI вв. в Тибете формируются собственные школы живописи, появляются новые стилистические направления, значительно пополняется галерея священных образов, сюжетов, композиций, наконец, возникает новое философское осмысление сакрального изображения.
Об этом расскажет старший научный сотрудник Государственного Музея Востока, хранитель фонда «Предметы искусства Центральной Азии» Нонна Геннадьевна Альфонсо.