О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Косторезное искусство Древней Чукотки

Косторезное искусство Древней Чукотки дошло до наших дней в виде небольших изделий, созданных, главным образом, из моржового клыка. Люди, населявшие чукотские побережья в эпоху неолита, были морскими зверобоями. Охота на моржей в изобилии обеспечивала их моржовой костью. Из неё вырезали они охотничье оружие, орудия труда, ритуальные предметы и предметы быта. В Государственном музее Востока хранится обширная коллекция старинных чукотских изделий из клыка моржа. (Подробная информация об этом содержится в разделе Искусство Северной Азии). Многие из этих изделий привезены из Уэлена. Среди экспонатов коллекции – женская фигурка и рукоять ножа, возраст которых составляет не менее полутора тысяч лет. Эти предметы позволяют нам прикоснуться к истокам косторезного искусства чукчей и эскимосов.

 

Женская фигурка

 

Женская фигурка.
Чукотка, Уэлен, I-V вв. н. э.
Моржовая кость, резьба.

Эту небольшую антропоморфную скульптуру из потемневшего от времени моржового клыка можно уверенно отнести к классическим произведениям древнего чукотского искусства. Для большинства из них характерны органичное сочетание достоверности и условности, лаконичности и глубокого внутреннего смысла. Изображая человека, художники Древней Арктики избегали излишней детализации, не стремились с максимальной полнотой воспроизвести формы человеческого тела; их произведения могут показаться современному зрителю незаконченными, незавершёнными. Так, изображая женщину, древний уэленский мастер ограничивается изображением верхней части туловища, лишь слегка намечает характерные объёмы. Вместе с тем, у нас нет сомнений, что мы видим женскую фигурку. В очертаниях силуэта, в пропорциях, в плавной линии плеч отчётливо прочитывается женское начало. Характерно положение рук героини скульптуры. Они опущены вниз и сложены под слегка выступающим животом. Так нередко изображали женщин в эпоху палеолита - в древнем каменном веке. «Палеолитические Венеры» были символами Матери-прародительницы, Богини плодородия. Эти глубоко архаичные традиции долго определяли облик косторезного искусства Чукотки. Со временем чукотская пластика существенно изменилась. Изображения людей и животных, вырезанные из моржового клыка, приобрели больше правдоподобия, стали более разработанными и динамичными. Вместе с тем, в творчестве лучших чукотских резчиков по кости сохранилось характерное для древних мастеров умение создать содержательный и немногословный, легко запоминающийся художественный образ.

Рукоять женского ножа-уляка

 

Рукоять женского ножа-уляка.
Чукотка, Уэлен, I-V вв. н. э.
Моржовая кость, резьба, гравировка.

Рукоять ножа представляет собой стержень с глубоким продольным пазом. В этот паз вставлялось каменное лезвие особой, полукруглой формы. Им было удобно разделывать добычу, отделять от шкуры слой подкожного жира, кроить мех, и поэтому ножи с полукруглым лезвием получили широкое распространение в Арктике. (Подробнее читайте в разделе Искусство Северной Азии). Прежде чем эта уэленская находка стала экспонатом музейной коллекции, она пролежала долгие годы в земле, и моржовая кость изменила свой цвет: из молочно-белой превратилась в тёмно-коричневую.

Особый интерес вызывает орнамент, выгравированный на поверхности рукояти. Он состоит из двойных параллельных линий и коротких, ромбовидных отрезков. Впоследствии из геометрического декора древних костяных изделий возникнет сюжетная гравировка на моржовых клыках - рисунки, изображающие людей, животных, арктические пейзажи. Что касается орнамента на рукояти ножа, он примечателен также тем, что позволяет достаточно точно определить её возраст. Подобный графический декор был распространён в районе Берингова пролива около полутора тысяч лет назад - в первые века нашей эры. Не исключено, что его создателями были уэленские резчики по кости. Во всяком случае, именно здесь, в Уэлене, найдено большинство известных в настоящее время старинных предметов из моржового клыка с аналогичным рисунком. Впрочем, ряд изделий с таким же декором был обнаружен и на противоположной от Чукотки стороне Берингова пролива - на северо-западном побережье Аляски.

Вернуться на начало выставки одного экспоната »