О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Десять цветов искусств


7 декабря 2017 – 8 января 2018

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


К 70-летию республики Союз Мьянма

7 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Десять цветов искусств», приуроченная к 70-летию независимости Республики Союз Мьянма и 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Выставочный проект представит живопись и предметы декоративно-прикладного искусства страны с богатой историей и самобытной культурой.

Название выставки «Десять цветов искусств» отсылает нас к словосочетанию «пан-се-мье», которым мьянманцы обозначают группу из десяти традиционных видов искусств. К ним относят живопись, скульптуру, архитектуру, стуковый декор, торевтику, ювелирное искусство, кузнечное дело, лаковое искусство, токарное ремесло и художественный металл. Следует отметить, что в Мьянме не делали различия между видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изделия ювелира, кузнеца или лаковых дел мастера ценились так же высоко, как и произведения живописца и скульптора.

Все эти художественные традиции начали формироваться еще в 1-м тысячелетии нашей эрыидостигливысокогорасцвета в эпоху Паганскогогосударства (XI – первая половина XIV вв.). Общий подъем искусства сопровождался небывалым размахом строительства, поражающего многочисленностью (только в столице страны, городе Пагане, было сооружено более 3000 буддийских храмов и ступ!) и разнообразием религиозных строений.

Традиция кирпичного зодчества начала складываться в Мьянме более двух тысяч лет назад. В городах из кирпича строили главным образом культовые здания и градообразующие элементы. Эти сооружения покрывали специальной штукатуркой, приготовленной из смеси извести, песка, воды и клеевого связующего. Стук наносили толстым слоем, а затем из еще не высохшей массы формовали декор. О стуковой орнаментике можно судить по настенным украшениям из собрания музея, выполненным из папье-маше.

Деревянную архитектуру и скульптуру из дерева и слоновой кости называли термином «пан-бу» и относили к одному виду искусства. К сожалению, до нас не дошли деревянные дворцы паганских государей, о которых упоминают хроники. Некоторое представление об архитектурных памятниках Мьянмы дают экспонируемые на выставке работы современных живописцев: «Вид на ступу Каунхмудо» – буддийский памятник, воспроизводящий по легенде форму женской груди, «Дождь на платформе Шведагона» – самого священного религиозного комплекса Мьянмы, «У королевской цитадели в Мандалае» – крупнейшего в мире памятника деревянного дворцового зодчества.


С особенностями деревянной скульптуры посетители выставки смогут познакомиться на примере произведений более позднего времени: это изображения божественного покровителя искусств Локаната, бирманской танцовщицы, фантастического зверя «пинсаюпа» и другие предметы искусства.

О мьянманской монументальной живописи можно судить по копиям настенных храмовых росписей XIII–XIX вв., которые украшают выставочный зал. Настенные росписи входят в богатейшее наследие Пагана, искусство которого послужило отправной точкой для последующего развития живописных традиций. Росписи покрывали стены и потолки буддийских сооружений, поэтому были посвящены исключительно религиозной тематике. Писались они по сухой светлой штукатурке с использованием пигментов естественного происхождения.

Художественные традиции, сложившиеся в паганскую эпоху, оказали огромное влияние на развитие искусства последующих веков. Именно с тех пор остаются почти неизменными каноны культовой пластики. В составе «десяти цветов искусств» каменная скульптура занимает одно из почетных мест. В экспозиции находится мраморная статуя первой половины XX века, представляющая самый распространенный в Мьянме иконографический тип Будды с жестом «бхумиспарша» – «касающийся земли».

При перечислении входящих в «пан-се-мье» искусств мьянманцы обычно называют кузнечное дело одним из первых. Кузнецы делали не только орудия труда, но прежде всего – холодное оружие, играющее важную роль в культуре всех народов. Экспонируемые на выставке мечи и нож являются образцами искусства Верхней Мьянмы, славящейся своими оружейниками.

Традицию художественного металла демонстрируют разнообразные статуэтки, а также набор весовых гирь в виде реальных и фантастических животных, форму которых по традиции определял правящий король. Такие гирьки применялись не только для взвешивания мелких предметов, драгоценных камней, ювелирных изделий, но и опиума, поэтому еще в XIX их стали называть «опиумными».

Особое место в экспозиции занимают произведения лакового искусства. Оригинальный метод, разработанный мастерами Мьянмы, – полихромная гравировка. Самое старое изделие в экспозиции, сделанное в этой технике, восьмигранная шкатулка XIX – начала XX века с типично паганским орнаментом из завитков и летящих птиц. Также можно увидеть произведения, изготовленные в технике «золотой листок», которая представляла собой своеобразную роспись-аппликацию с использованием водорастворимой краски и сусального золота.

Культурное наследие Мьянмы вызывает большой интерес не только у востоковедов, но и у широкого круга лиц. Выставочный проект «Десять цветов искусств» откроет для российских зрителей новые грани в искусстве Мьянмы и позволит прикоснуться к древним традициям этой страны.

Куратор: Наталья Гожева


Гонг на подставке в виде фантастичес¬кого животного пинсаюпа
Мьянма, г. Янгон. 1950-е гг.
дерево, серебро, лак, сусальное золото, резьба, инкрустация зеркальным стеклом


Футляр для адреса на подставке
Мьянма. Первая половина 1950-х гг.
серебро, дерево, чеканка, гравировка


Арфа-саун
Мьянма, г. Янгон. 1970-е гг.
дерево, сусальное золото, зеркало, цветное стекло, х/б нити, жильные струны, резьба, рельефный лак, инкрустация, обмотка нитями.


Локанат – покровитель музыки и танца
Мьянма. Первая половина XX в.
дерево, лак, резьба, позолота


Скульптура "Водонос"
Мьянма. Середина 20 в.
металл, дерево, литье, гравировка.


Придворная повозка
Мьянма. 1960-е – начало 1970-х гг.
перламутр, резьба, гравировка


Шествие слонов
Мьянма. 1950-е гг.
слоновая кость, дерево, резьба.


Будда, переходящий в нирвану
Мьянма. Первая половина XX в.
дерево, сусальное золото, стекло, лак, резьба, раскраска, инкрустация.


Маун Вин Тун (?)
Дождь на платформе Шведагона
1960 г.
холст, масло.


Маун Вин Тун (?)
К ступе Каунхмудо
Мандалай(?).,1970-е гг.
холст, масло


Рождение будущего Будды (копия храмовой росписи 1790–1810 гг.)
Мьянма, р-н Чхаун-У, дер. Эмьин, комплекс Минйечжи, храм Йоусоун-пхэйа. 1960-е – начало 1970-х гг.
бумага, водяные краски, роспись.


Нат с белым зонтом (копия росписи паганского храма Нандаманья XIII в.)
Мьянма, г. Паган. 1960-е – начало 1970-х гг.
бумага, водяные краски, роспись


Настенное украшение в виде фантастического существа кейнаи
Мьянма. 1970–75 г.
папье-маше, лак, сусальное золото, зеркало, инкрустация.


Меч, ножны
Мьянма. Середина XX в.
металл, дерево, ковка, таушировка, резьба, чеканка.


Блюдо с «астрологическим» узором
Мастер У Пха Та
Мьянма, г. Паган. 1960-е – начало 1970-х гг.
бамбук, лак, плетение, полихромная гравировка.


Коробка для бетеля
Мастер (схэя) Чжи.
Мьянма, г. Кентунг. 1972 г.
бамбук, лак, плетение, гравировка.