О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ


Лаковое искусство Вьетнама

19 октября – 9 ноября 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


Камерная выставка
Из серии выставок «Музей Востока открывает фонды»


С давних времен широкое применение лака во Вьетнаме было обусловлено одним его важным свойством – он предохраняет вещи от повреждений и полного разрушения, его повсеместное использование было крайне необходимым в условиях влажного тропического климата страны для покрытия различных плетеных, кожаных и деревянных изделий (лодок, сосудов для воды и прочего). Изделия, обработанные лаком, становились водонепроницаемыми и более долговечными. Кроме высокой прочности вьетнамские лаки отличают яркие насыщенные цвета, прозрачность и блеск; они не подвержены шелушению и при соблюдении правил технологии изготовления не имеют трещин.

Лак – природный материал растительного происхождения. Его добывают из смол нескольких разновидностей лакового дерева из семейства сумаховых, произрастающего в странах Дальнего Востока и на севере Вьетнама. Собранный в сухую погоду ранним утром, лак-сырец хранили в герметичных контейнерах, где постепенно, в течение трех-четырех месяцев проходил процесс его расслоения.

Неудивительно, что со временем вьетнамские мастера, высоко оценив практичность и декоративные свойства этого уникального природного материала, стали наносить лак и поверх архитектурных деталей культовых и светских сооружений, основным строительным материалом для которых было дерево. Начиная с XI века лак повсеместно использовали для орнаментации зданий, им украшали колонны, резные карнизы, створки дверей, расписывали алтари, скульптуру и рельефы. Мерцающий в полутемных интерьерах культовых сооружений лак способствовал созданию атмосферы торжественности.

Представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства знакомят зрителя с особым, красочным миром вьетнамских лаковых изделий. Тематика широко распространенных в быту шкатулок, подносов, ваз, чаш и других предметов домашней утвари весьма разнообразна: это и «Восемь священных животных» (дракон, феникс, единорог, черепаха, журавль, тигр, рыба, летучая мышь), и символы 12-летнего календарного цикла, и иллюстрации стихотворных произведений и известных мифов, пейзажи, виды известных архитектурных памятников страны, жанровые сцены – всего не перечислить.

Также на выставке представлено панно, на котором показаныосновные этапы создания лаковогопроизведения: от покрытия доски грунтом до инкрустации яичной скорлупой и финального тонирования.

Куратор: Легостаева Альбина

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ


Поднос
Вьетнам. XX в. (середина)
дерево, лак, роспись
Из коллекции ГМВ

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ


Блюдо
Вьетнам. 1980-е гг.
дерево, лак, роспись, инкрустация перламутром, перламутровая крошка
Из коллекции ГМВ

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ

Сосуд в виде кубка с изображением праздничной процессии.
Вьетнам. г. Хошимин. 1980-е гг.
дерево, лак, яичная скорлупа, роспись, инкрустация
Из коллекции ГМВ

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ

Поднос.
Вьетнам. 1980-е гг.
дерево, лак, гравировка, роспись
Из коллекции ГМВ

МЕРЦАЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ