О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

ОБМАНУТЬ ВРЕМЯ
История одной реставрации

19 сентября – 2 октября 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


Китайская ваза с изображением драконов, играющих пылающей жемчужиной, поступила в наш музей в 1919 году из музея Строгановского училища. В документе поступления ее описали как «ваза белая, синий дракон (склеена)». В 1949 году, вероятно после эвакуационных перипетий, она прошла реставрацию, о чем есть отметка в инвентарной книге. В 2015 году произведение передали реставратору Марине Геннадьевне Жуковой, ибо была очевидна необходимость нового реставрационного вмешательства. Горло вазы, разбитое на девять фрагментов, при предыдущих работах склеили неудачно. Клей потемнел, швы и доделки оказались неровными, часть утрат, восполненных гипсом, не имела тонировки, а один из фрагментов отклеился. Присутствовали, конечно, и поверхностные загрязнения. Чтобы вернуть вазе экспозиционный вид, старую реставрацию необходимо было переделать.

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ



Реставрация – процесс сложный и трудоемкий, каждый предмет имеет свои особенности и требует индивидуального подхода.Прежде всего, потребовались очищение загрязнений и расшивка склейки с помощью компрессов, удаление клея и старых доделок. Затемпоследовала новая склейка фрагментов, восполнение гипсом крупных утрат, а их здесь четыре. Как правило, простого склеивания частей недостаточно, так как они по краям имеют сколы глазури и черепка. Поэтому стала необходима мастиковка, сглаживающая мелкие щербины по ходу швов склейки. После выравнивания поверхности восполнений на них нанесли тонировки. При работе с данной вазой имелась возможность воспроизвести авторскую роспись, продолжая линии рисунка ивосстанавливая повторяющиеся мотивы чешуи. Однако согласно правилу музейной реставрации привнесенные дополнения должны отличаться от оригинала, а использованные материалы должны быть обратимыми. Поэтому Марина Геннадиевна, вернув целостность облику произведения, не спрятала швы полностью, сделала их чуть светлее авторской поверхности, а в завершение реставрации покрыла горло вазы лаком.

Таким образом, еще одному памятнику в музее возвращен экспозиционный вид, чему немало способствовало профессиональное мастерство М.Г.Жуковой, знание методики реставрации фарфора и свойств современных материалов.

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ



Ваза была создана в мастерских г. Цзиндэчжэня во второй половине XIX века. Она декорирована подглазурной росписью кобальтом на тему традиционного сюжета «Драконы, играющие пылающей жемчужиной», где фигуры мифических животных изображены среди облаков и языков пламени.

Образ дракона занимает одно из центральных мест в искусстве Китая. Его сложение относится к неолитической эпохе (XVIII–II тыс. до н.э.), а изменения продолжались на протяжении тысячелетий. С давних времен в представлении китайцев существовало большое число фантастических существ, относимых к драконам, но имеющих собственные названия, внешние приметы и свойства. Среди них со временем главное место в образной системе занял дракон-лун. Разработка его иконографического облика непрерывно продолжалась вплоть до периода Мин (1368–1644), когда было определено, что дракон имеет «голову верблюда, оленьи рога, глаза зайца, уши коровы, шею змеи, живот морского чудовища шэнь, рыбью чешую, покрывающую тело, а также тигриные лапы с когтями ястреба». Этот композитный состав образа дракона дает основание предположить, что лун стал тотемом племенного союза, сложившегося в эпоху Ся(XXIII–XVIII вв. до н.э.), вобрав в себя основные черты тотемов объединившихся народностей. Существует и другая гипотеза, сторонники которой считают, что этот образ восходит к реальным существам отряда ящеров или ископаемых рептилий.

Уже на ранних этапах китайской истории дракон превратился в главный символ верховной власти страны. Считалось, что власть правителя имеет сакральный характер и исходит от божественного начала – Неба. Посредником между небесами и Землей является Сын Неба – император.

Две другие важнейшие функции дракона были связаны, во-первых, с представлениями о том, что он является повелителем водной стихии, управляя разливами рек и дождевыми тучами, горными водопадами, озерами и морскими глубинами. Но вместе с тем лун «в весеннее равноденствие взмывает в небо, а в осеннее равноденствие прячется в пучине», осуществляя, таким образом, связь между Небом и Землей.

Согласно китайским дуалистическим представлениям о мире основой мироздания, началом всех вещей является творческое взаимодействие двух противоположных космических начал – Земли (женского начала инь) и Неба (мужской силы ян), которое происходит благодаря грозе, когда вспышки молнии сливаются с потоками небесного ливня, оплодотворяющего землю. И здесь главная роль принадлежит дракону, соединившему эти начала.

В иконографии композиции, представленной на вазе, данные свойства лун передаются совместным присутствием «водных» и «огненных» элементов – драконы изображены парящими среди облаков (символы инь) и языков пламени (символы ян).Пылающая жемчужина является воплощением небесного огня, грозового разряда, который сопровождает момент высшего единения Неба и Земли, когда после зимних холодов происходит пробуждение животворных сил природы.

ХРИЗАНТЕМА ЯПОНСКОЙ ОСЕНИ



Куратор выставки: Лидия Шмотикова