О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Покровитель наук и искусств Ганеша

7 августа – 5 сентября 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


Из серии выставок «История одного экспоната»

К Дню независимости Республики Индонезия (17 августа)

Скульптура бога Ганеши создана в Индонезии на острове Ява в XII–XIV веках. В то время на Центральной и Восточной Яве, когда существовали средневековые государства Кедири (1042–1222), Сингасари (1222–1293), империя Маджапахит (1293 – около 1520), происходит расцвет яванской государственности, экономической и политической консолидации индонезийских земель. Господствующими религиями были индуизм и буддизм, и в сооружавшихся из камня храмах фигуры божеств помещались как внутри на алтаре, так и снаружи в стенных нишах.

СлоноголовыйГанеша является одним из самых почитаемых индуистских божеств. По известной легенде, он был сыном грозного бога-разрушителя Шивы, и голову ему оторвал сам отец в порыве гнева, но, раскаявшись, приставил голову маленького слоненка, которая чудесным образом приросла. В Юго-Восточной Азии культ Ганеши был чрезвычайно распространен. Ему поклонялись как божеству мудрости, наук и искусств, покровителю путешественников, торговцев, учащихся, считалось, что он устраняет все препятствия на пути человека. В Индонезии Ганеша наделялся также функцией стража врат и порога. Его скульптуры как охранителя, отводящего опасность, устанавливали у речных переправ, на горных перевалах и перекрестках дорог.

На Яве характерный образ Ганеши в виде божества с человеческим телом и слоновьей головой известен с VIII века, причем изначально здесь утвердился иконографический тип, изображающий Ганешу сидящим в позе ситасана, то есть с соединенными подошвами ног. Такие изваяния редко встречаются в Индии и неизвестны в других странах Юго-Восточной Азии. Именно в этой позе представлен Ганеша в музейной скульптуре. Он сидит на низком лотосовом троне, в своих четырех руках он держит различные атрибуты. В верхней правой руке у него четки – знак отшельничества, в верхней левой – топор, которым он отсекает все мирские соблазны и уничтожает невежество. На ладони его правой нижней руки лежит вытянутый предмет – это может быть его бивень, которым согласно легенде Ганеша записывал под диктовку великого мудреца Вьясы эпическую поэму «Махабхарата», или сладкий предмет (фрукт, рисовый пирожок), символизирующий сладость обретения знания. В левой нижней руке у Ганеши небольшая чаша, в которую опущен конец его хобота, что отождествляется с процессом постижения истинных знаний. Обнаженный торс божества пересекает перекинутый через левое плечо толстый шнур брахмана, выполненный в виде изогнутого тела змеи как знак победы над смертью. Голову окружает нимб, что является типичной чертой изваяний Ганеши XII–XIV веков.

После утверждения в XV в. на о. Ява ислама изготовление храмовой индуистской скульптуры практически полностью прекратилось. Тем не менее почитание Ганеши как божества учености и устранителя всех препятствий сохранилось и по сей день Изображение Ганеши присутствует даже на современной индонезийской банкноте в 20 000 рупий, а его скульптуры иногда помещают рядом с учебными заведениями.

СИЯНИЕ ФАЯНСА САЦУМЫ


Скульптура бога Ганеши
Индонезия, о. Ява. XIII-XIV вв.
камень, резьба
высота 47,5

СИЯНИЕ ФАЯНСА САЦУМЫ