О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

В защиту радуги
Порфирий Фальбов
Живопись

01 – 26 апреля 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Фонд Марджани

«Поиски нового, новаторство — это не просто блажь, не просто желание отдельных художников, тем более это не чудачество и не дурачество. Это закон развития искусства, закон жизни»
Порфирий Фальбов

Музей Востока представляет выставку Порфирия Фальбова – художника-новатора, яркого последователя традиций европейского и русского искусства первой половины ХХ века.

Порфирий Иванович Фальбов (1906 – 1967 гг.) окончил ВХУТЕИН (мастерские Р.Р. Фалька и Д.П. Штеренберга). В 1930 году он был отправлен в творческую командировку в Самарканд. В 1933 году художник переехал в Сталинабад (в 1961 г. городу возвращено историческое название – Душанбе). Таджикистан стал его «родиной по выбору» и источником вдохновения. Фальбов работал в конструктивистском направлении, его увлекали вопросы передачи световоздушного пространства и цветовой выразительности. Произведения Фальбова 1930-х годов бесследно исчезли, сохранилось лишь несколько черно-белых фотографий его работ этого периода.

Дальнейшая судьба художника сложилась трагически. В 1937 году он был арестован по необоснованному обвинению и на десять лет отправлен в лагерь на Колыму. С 1947 года Фальбов оставался на поселении, а в 1951-ом получил разрешение жить на родине в Кировской области. Возможность заниматься живописью появилась лишь в 1956 году, по возвращении после реабилитации в Сталинабад, где Фальбов прожил до своей смерти в 1967 году.

После двадцати лет вынужденного перерыва Фальбов сохранил тяготение к аналитическому подходу в живописи. Манера его письма претерпела изменения, а сам художник обратился к размышлениям о теории дополнительных цветов. Он находился в непрестанных поисках оптических закономерностей, композиционных и цветовых ритмов. Для достижения нужного эффекта, Фальбов смотрел на свои работы через фотопленку. Свои идеи он воплотил в лирических пейзажах и натюрмортах с необычными цветовыми соотношениями.

При всех сложностях судьбы художник сумел сохранить невероятную энергию и интерес к жизни. Порфирий Фальбов был живописцем, теоретиком и изобретателем. В архиве его семьи сохранились чертежи, заметки, письма и исследовательская статья «В защиту радуги», посвященная теории дополнительных цветов.

В 1990 году, благодаря усилиям вдовы художника – искусствоведа Лютфии Айни, была проведена выставка в Государственной Третьяковской галерее. Первая за два десятилетия выставка, организованная Государственным музеем Востока и Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, вновь откроет творчество Порфирия Фальбова для московской публики.

Куратор: Мария Филатова

Открытие выставки

В защиту радуги


Груши и яблоки на черном фоне
1962 г. Холст, масло. 40 х 90 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Вечерний пейзаж
1965 г. Картон, масло. 34,5 х 49,5 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Городской пейзаж. Этюд к картине Декабрьское утро
1959 г. Картон, масло. 34,5 х 49,5 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Гладиолусы
1965. Холст, масло. 70 х 91 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Студентки
1964 г. Холст, масло. 118 х 130 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Красный натюрморт
1966-67 гг. Холст, масло. 55 х 80 см
Собственность семьи художника

В защиту радуги


Тополи на фоне синего неба
1965 г. Картон, масло. 48 х 33 см
Собственность семьи художника