О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

КВАРТАЛ УДОВОЛЬСТВИЙ

2 марта – 10 апреля 2016


Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Галерея Кирилла Данелия «FusionCultureGallery»


Человеческой жизни положен предел, любви же нет предела.
Ихара Сайкаку, «Пять женщин, предавшихся любви»


Выставка проиллюстрирует историю Ёсивара - известнейшего японского квартала удовольствий, а также непростую судьбу его обитательниц. В состав экспозиции войдут более 150 гравюр периода Эдо (1603–1868 гг.) – работы таких прославленных авторов, как Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Утагава Хиросигэ и Исода Корюсай. Многие из этих произведений будут впервые представлены российской публике.

Знакомство с выставкой начнется с раздела, посвященного так называемым цветам Эдо – знаменитым женщинам Ёсивара (или юдзё).

Решение о создании в городе Эдо (ныне Токио) официального, лицензированного квартала удовольствий было принято в 1617 году. Открытый для посещения спустя несколько лет, Ёсивара действовал вплоть до середины ХХ века. Юдзё становились настоящими знаменитостями и привлекали внимание богатейших людей Японии. Однако даже самые талантливые из них были обречены проводить в Ёсивара значительную часть своей жизни, год за годом отрабатывая деньги, потраченные на наряды и обучение.

Расположенный вдалеке от центра города, окруженный стенами и рвом, Ёсивара был местом работы нескольких тысяч женщин. Японская гравюра идеализировала их окружение, отражая желания и предпочтения жителей Эдо.

Каким образом женщины попадали в Ёсивара? Насколько тяжела была их дальнейшая судьба? Чем отличались каноны красоты того времени? Как выглядели знаменитые красавицы Японии? Есть ли разница между юдзё и гейшей? Выставка даст ответы на эти и многие другие вопросы.

Второй раздел экспозиции расскажет о восприятии взаимоотношений между мужчиной и женщиной – как в квартале Ёсивара, так и вне его.

В японском искусстве, в отличие от европейского, отсутствует эстетизация обнаженного тела. Чувственно привлекательный, эротический образ воплощается с помощью особых художественных средств и символов: мягкие складки одежд, плавные изгибы, утонченные повороты тел или слегка приоткрытые губы женщин.

Третий раздел выставки будет посвящен театральному искусству Японии – в первую очередь актерам, исполняющим роли юдзё в театре Кабуки.

К выставке готовится научный иллюстрированный каталог.

Кацусика Хокусай (1760–1849)
«Юные сосны», XIX в.
Книжная иллюстрация

Утагава Кунисада (1786–1865)
Ойран. Из серии “Сопоставление красавиц современности”, ок. 1827

Утагава Садакагэ (раб. в сер. XIX в.)
Красавица, ожидающая клиента

Утагава Хиросигэ (1797–1858)
Тридцать шесть развлечений в Эдо: Таканава, ок. 1860

Утагава Кунисада (1786–1865)
Красавица

Неизвестный художник
Улица Кадо в Син-Ёсивара. Дом Накамандзи, XIX в.

Утагава Хиросигэ (1797–1858)
Вид на квартал Син-Ёсивара на рассвете, из серии “Достопримечательности Эдо”



Куратор: Анна Пушакова


Информационный партнер выставки: