О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Танка – искусство философии, медитации и йоги
Буддийская живопись Николая Дудко

18 декабря 2015 – 10 января 2016

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока

Безмятежный Будда, застывший в медитативной позе, многорукие и многоголовые божества, причудливые орнаменты и пейзажи – глядя на танка (тиб. – свиток), кажется, что иностранцу никогда не постичь загадочную душу Востока. Однако творчество Николая Дудко свидетельствует об обратном.

Талантливый художник, исследователь и энтузиаст, Николай Дудко уже около 30 лет совершенствуется в особом искусстве тибетского буддизма – танка.

История этой религиозной живописи уходит далеко в глубь веков. Неудивительно, что сюжет, композицию, цветовую гамму, а также весь процесс создания свитка определяет канон.

Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм

Николай Дудко.
Богиня Сарасвати. 2002.
Полотно, минеральные краски, золото, парча, шелк.
Courtesy: Н. Дудко

Николай Дудко.
Авалокитешвара. 2006.
Шелк, китайская тушь, растительные краски.
Courtesy: Н. Дудко

Николай Дудко.
Будда Медицины. 2008.
Полотно, минеральные краски,
золото, парча, шелк.
Courtesy: Н. Дудко

Материал, на который наносят рисунок, – это льняная или хлопчатобумажная ткань, в особых случаях – шелк. Для создания краски используются непрозрачные минералы (например, малахит и киноварь). Компоненты смешивают с животным клеем и желчью, чтобы сделать изображение более стойким. Последняя и, пожалуй, самая важная часть работы – живописание золотом. За этим следует парчовое обрамление. Длительный и кропотливый процесс венчает обряд освящения танка, который проводит опытный лама.

Размеры изображений изменяются по величине (от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров). Большие танка часто создаются группами художников, при этом на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.

Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм Музей Востока. Танка. Выставка. Живопись. Япония. Николай Дудко. Буддизм

Николай Дудко.
Жамсаран. 2012.
Полотно, минеральные краски,
золото, парча, шелк.
Courtesy: Н. Дудко

Николай Дудко.
Колесо Сансары. 2011. Полотно, минеральные краски,
золото, парча, шелк.
Courtesy: Н. Дудко

Николай Дудко.
Дакини Мандарава. 2005.
Полотно, минеральные краски,
золото, парча, шелк.
Courtesy: Н. Дудко

На танка обычно изображают будд, бодхисаттв, житийные циклы и др. Однако для того чтобы в полной мере оценить работы Николая Дудко, знать буддийский пантеон богов не обязательно. Художник полагает, что его произведения могут сказать все сами за себя ¬– нужно лишь внимательно к ним приглядеться.

Николай Дудко родился в городе Дессау (Германия). Обучался на художественно-графическом отделении педагогического училища Улан-Удэ, продолжил образование в Киевском государственном художественном институте (НАОМА). В 1986 году начал изучать буддийскую философию. Первыми духовными учителями стали лама Иволгинского дацана Дармадодди и настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов. Позднее произошла встреча с основным духовным учителем Чогьялом Намкхай Норбу Ринпоче. С начала 90-х годов начались поездки в Монголию, Непал и Индию. Важным этапом становления Дудко как танкописца стало обучение в Библиотеке Тибетских Рукописей и Архивов (LTWA) в Дхарамсале (Индия) у личного художника далай-ламы XIV преподобного Ген Сангей Еше.

Произведения Николая Дудко хранятся во многих дацанах Бурятии, а также в музеях и частных коллекциях многих стран мира, среди которых – Япония, Америка, Италия, Голландия, Франция и Аргентина.