О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

АЗИЙСКИЙ ДОМ
Художники в Узбекистане
(1941-1945 гг.)

29 апреля – 17 мая 2015

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Музей Востока

Он прочен, мой азийский дом,
И беспокоиться не надо...
Еще приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоем.


Эти строки Анна Ахматова посвятила Ташкенту – городу, занявшему особое место в русской культуре ХХ века. Жаркий Узбекистан стал убежищем для множества людей, изгнанных войной из родного дома. Среди них – такие выдающиеся художники, как В.Фаворский, Р.Фальк, М.Аксельрод, А.Лабас, А.Нюренберг и др. Их работы, а также произведения узбекских мастеров (А.Волкова, П.Бенькова, У.Тансыкбаева, А.Подковырова и З.Ковалевской) войдут в экспозицию новой выставки Музея Востока, посвященной 70-летию Великой Победы.

Амшей Нюренберг. Детские ясли. 1942.
Бумага, акварель, карандаш, пастель.

Роберт Фальк. Картошка. Самарканд.
1942-1943. Бумага, гуашь.

Некоторые картины из собрания ГМВ будут показаны публике впервые (к примеру, этюды маслом Амшея Нюренберга). Живописные и графические произведения дополнит поэзия Анны Ахматовой, осенью 1941 года эвакуированной из осажденного Ленинграда в Узбекистан. Поэтессу, как и художников, чьи работы будут представлены на выставке, встретил уникальный мир древних памятников, терпкой южной природы, доброжелательных людей. Для них Восток стал спасением, он вторгся в суть их творчества: «В изгнаньи сладость острая была, неповторимая, пожалуй, сладость. Бессмертных роз, сухого винограда нам родина пристанище дала». Воспевая в своих работах красоту и гармонию окружающего мира, художники помогали мечтать о победе, приближать ее – и выжить, преодолеть войну.

Меер Аксельрод. Коканд. Улочка. 1944. Бумага, акварель, гуашь.

Павел Беньков. Дврик. 1944. Холст, масло.

Юбилейная выставка призвана отдать дань памяти трагическим событиям тех лет, однако в основе ее концепции – рассказ не о войне, а о мире – мире, доставшемся нашему народу столь дорогой ценой.

Куратор выставки: Млада Хомутова