О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

ХРАМ МИРА

15 – 27 апреля 2015

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Музей Востока

Накануне вековой годовщины геноцида армян в Музее Востока откроется выставка выдающихся армянских живописцев прошлого столетия: М.Сарьяна, Г.Башинджагяна, А.Акопяна, М.Абегяна, Е. Асламазян, М.Петросяна и И.Азизян. Экспозицию составят всего девять полотен, однако каждое из них, словно портал, перенесет зрителя в первое христианское государство мира.

Испокон веков величественную природу Армении украшали храмы. Возведенные из тех же пород камня, что и окружающие горы, своими красками и силуэтами они гармонично вторили армянскому ландшафту. Храм, как символом единения народа, не мог не найти отражение в изобразительном искусстве этой страны.

Основоположник армянской пейзажной живописи Геворк Башинджагян (1857 – 1925) на протяжении почти трех десятилетий воспевал в своем творчестве легендарное озеро Севан. В отобранной для выставки картине «Ночь на Севане» живописцу удалось запечатлеть тот редкий таинственный час, когда краски словно обесцвечиваются и предметы теряют тяжесть.

Напоенные южным солнцем произведения Мартироса Сарьяна вобрали в себя красочность средневековых армянских миниатюр. Его образы Армении, и в частности библейский Арарат, со временем стали эталонными, определив своеобразие национальной живописной школы. Под обаяние творчества Сарьяна в определенный период попал и Мгер Абегян (1909 – 1994).

Иная – печальная, порой драматичная Армения представлена на полотнах Акопа Акопяна (1923 – 2013). Родившийся в Египте, куда, спасаясь от геноцида, переехала его семья, Акопян уже зрелым мастером вернулся в Армению. «Чем ближе знакомился я с армянской природой, тем вернее поддавался ее животворной и таинственной власти», – вспоминал художник.

Тема Родины не обошла и Мартына Петросяна (1936), ныне живущего и работающего в Канаде. В его образе Армении причудливо сплелись архаические мифы и христианские притчи.

«Розовый воздух Армении, ее горы и камни, храмы и селения сделались средой, импульсом и главным предметом живописного мироздания», – писала москвичка и армянка по отцу Ирина Азизян (1935 – 2005). В ее пейзажах застыли селения Айриванка, кладбища с каменными плитами – хачкарами, которых не встретишь больше ни в одной стране мира.

Еще одна жемчужина выставки – работа Ерануи Асламазян (1910 – 1998) «И.А. Орбели на раскопках в Гарни». Художница не случайно написала портрет академика Иосифа Орбели на фоне одного из самых ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Во многом благодаря этому ученому-востоковеду храм был восстановлен.

Картины, вошедшие в экспозицию, напомнят о знаковых для каждого армянина образах Родины. Ее история и культура станут основным лейтмотивом выставки.

Куратор выставки: Светлана Хромченко