О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Жизнь Будды в искусстве Мьянмы
Из фотоархива Алексея Кириченко

4 – 31 июля 2014 года

Министерство Культуры РФ
Государственный музей Востока
Общество дружбы и сотрудничества
с Республикой Союз Мьянма

Фото Алексея Кириченко. Храм Локатхейпан, г. Паган. XII в.

Фото Алексея Кириченко. Храм Локатхейпан, г. Паган. XII в.

Выставка познакомит зрителей с традицией изображения жизни Будды в храмовой росписи Мьянмы. Около ста большеформатных фотографий позволят проследить эволюцию стилей культовой живописи XII-XIX вв. на примере ключевых эпизодов из жизнеописания основателя буддизма – от рождения до нирваны. Автор снимков - доцент кафедры истории Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ Алексей Кириченко.

Жизнь Сиддхартхи Гаутамы традиционно считается важнейшей темой в культуре Мьянмы. Трудно найти хотя бы один вид искусства, в котором не воплотились бы истории о Великом Пробужденном. Однако особое место среди них занимают изображения, украшавшие интерьеры буддийских сооружений, а также ограждающие их стены и ворота.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Тэманчин, г. Схалинчжи. Вторая четверть XIX в.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Тэманчин, г. Схалинчжи. Вторая четверть XIX в.

Храмовая роспись не была функционально необходима – буддийский культ не требовал ее наличия. Тем не менее состоятельные патроны стремились украсить построенные на их средства сооружения росписями, рельефами или изваяниями – таким образом воздав почтение Будде.

С XII по ХХ вв. в районах Центральной и Верхней Мьянмы был создан колоссальный корпус памятников буддийского искусства, насчитывающий десятки тысяч ступ и храмов, миллионы скульптурных, живописных и декоративных изображений. Однако из-за плохой сохранности многие мьянманские памятники мало известны и почти не изучены.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Швеймоутхо, дер. Ма У Аусхей. Конец XVIII в.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Швеймоутхо, дер. Ма У Аусхей. Конец XVIII в.

Выставка в Музее Востока поможет запечатлеть ускользающую историю буддийского искусства Мьянмы. Фотографии расскажут о динамичном развитии храмовой росписи на протяжении всего второго тысячелетия – от влияния Индии и Китая до проникновения европейской культуры. Среда, в которую помещается Будда, постоянно «модернизируется». Так, в XVII в. рядом с Буддой появляются ружья, португальцы и индийские мусульмане, а на рубеже XIX–ХХ вв. пароходы, поезда и даже автомобили.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Моунйвей, г. Схалинчжи, 1730–1770-е гг.

Фото Алексея Кириченко. Храмовый комплекс Моунйвей, г. Схалинчжи, 1730–1770-е гг.

Экспозиция будет дополнена образцами буддийских рукописей, произведениями лакового искусства и художественным шитьем из собрания ГМВ.

В рамках выставки состоится лекция, посвященная храмовому искусству одной из самых загадочных стран Юго-Восточной Азии.

Куратор выставки: Наталья Гожева