О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Хайтарма. Искусство крымских татар

05 июня – 29 июня 2014 года

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Музей Востока
Фонд Марджани

Вниманию московской публики будет представлено многогранное и богатое творчество крымскотатарского народа. Среди экспонатов – ювелирные украшения, вышивка, текстиль, живописные полотна, графические листы, керамика, реконструкции традиционного костюма, килимы, старинные фотографии, открытки и многое другое. В экспозицию включены как произведения традиционного искусства XIX - начала XX веков (коллекции Государственного музея Востока и Фонда Марджани), так и работы современных мастеров.

С конца XX века творческие союзы крымских татар взялись за восстановление художественных ремесел. Ведущая роль в этом сложном процессе принадлежит объединению «Чатыр-Даг», организованному художником Мамутом Чурлу. Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андеграунда.

Феска. Конец XIX-начало XX века. Серебро, бархат, х/б основа, филигрань, зернь, позолота, штамп, шитье.

Мамут Чурлу удачно сочетает в себе живописца, искусствоведа, мастера прикладного искусства, дизайнера и педагога. По его эскизам ткут безворсовые ковры – килимы, вышивают декоративные панно, делают керамику и оформляют интерьеры в национальном стиле.

Его живопись, как и прикладные работы, наполнена символами и аллегориями. На вышитых панно часто возникают мотивы дерева и плода граната – образы большого рода, множественности и силы целого народа. В островерхом дереве зачастую угадывается крымский кипарис – мужской знак, означающий силу и целеустремленность. На картине «Проросший лук» красные луковицы, посаженные в банки с водой, обречены на увядание, так как лишены почвы. В сознании художника лук ассоциируется с сердцами людей, оторванных от родной земли. Только на родине они получат возможность быть самими собой и наполняться жизненной силой.

Ульвие Аблаева. 
Реконструкция традиционного женского

В экспозицию войдут произведения еще одного живописца – Рамазана Усеинова, в 1990-е годы заявившего о себе на московских выставках Восточной галереи; а также графические листы Рамиза Нетовкина, воспевшего дорогие его сердцу уголки Крыма.

На выставке будут показаны работы талантливых художников прикладного искусства: керамистов Рустема Скибина, Эльдара Гусенова и Марины Курукчи; ведущего мастера традиционной вышивки Эльвиры Османовой (ученицы знаменитой вышивальщицы Зулейхи Бекировой), Гульнары Негляденко, Хатиджи Юнусовой, Лили Каишевой, Алиме Гусеновой (учениц самой Османовой), а также вышивки и эскизы орнаментов Юлии Тулуповой.

Свадебный пояс. Конец XIX-начало XX века.Серебро, бирюза, филигрань, зернь, позолота, галунная лента.
 Длина 83; пряжка 19,8х7,5; накладки 6,4х2,3 см. Собрание ГМВ

Мастер ковроткачества Сабрие Эюпова представит килимы, сотканные по эскизам Мамута Чурлу, Ульвие Аблаева - реконструкцию мужского и женского крымскотатарского костюма, а художник кино Венера Курмаева - декоративные панно в национальном стиле.

Особое место в экспозиции займут старинные фотографии и открытки из коллекции Низами Ибраимова. Они перенесут зрителя в тот богатый мир, от которого осталось так мало следов: люди в праздничной национальной одежде; дети, взрослые, старики и старухи с исполненными достоинства лицами; извилистые улочки Бахчисарая.

Мамут Чурлу. Панно «Древо рода». 2007. Лен, х/б., акрил, вышивка. 135х87 см

Усилят впечатление фотографии Рифхата Якупова, рассказывающие о возвращении крымских татар на свою историческую родину после массовой депортации в 1944 году. Выставка, подготовленная спустя 70 лет после трагических событий, - яркое свидетельство жизненной энергии и художественной одаренности крымских татар. Название экспозиции выбрано не случайно. Хайтарма (в переводе с татарского означает «возвращение») - это народный танец, который испокон веков исполнялся на традиционных свадьбах. Многие годы он ассоциировался с возвращением народа на родную землю.

Куратор выставки: Екатерина Ермакова, Мария Филатова, Мамут Чурлу