О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Александр Кедрин. Постижение замысла

30 мая – 15 июня 2014 года

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Музей Востока
Галерея современного искусства Art Story

Первая московская музейная выставка Александра Кедрина призвана напомнить столичной публике об удивительном и самобытном мастере, уже два десятилетия живущем в США. Около 70 живописных работ, созданных более чем за полвека, не только позволят проследить творческий путь художника, но и расширят представление об искусстве второй половины XX – начала XXI века.

Место проведения выставки – Государственный музей Востока – выбрано не случайно. Александр Кедрин родился, вырос и сформировался как художник в Узбекистане. Его отец Вениамин Николаевич – талантливый график, скрывшийся в Ташкенте от сталинских репрессий; троюродный дядя – известный поэт Дмитрий Кедрин. Артистическая среда, в которой воспитывался будущий художник, способствовала раннему приобщению к искусству. В ранней юности ему посчастливилось получать наставления «Мастеров Нового Востока» - Александра Волкова и Михаила Курзина. Благодаря участию в московских выставках, он вошел в круг столичной творческой интеллигенции. Среди его друзей были Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский, Владимир Немухин, Евгений Евтушенко, Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андеграунда.

Александр Кедрин. Компания. 2004г. Холст, масло. 61х76.

Александр Кедрин. Рыбка. 1991г. Холст, масло. 70х90.

Александр Кедрин. Компания. 2004г. Холст, масло. 61х76.

Александр Кедрин. Рыбка. 1991г. Холст, масло. 70х90.

Жизненный путь Александра Кедрина в чем-то типичен для поколения «шестидесятников». Студента Кедрина исключали за несоответствие его творческого метода идеологическим нормам СССР из двух высших художественных заведений Ташкента. Третий институт он закончил с отличием и стал одним из ведущих керамистов Узбекистана.

Применить свое понимание цвета, формы и ритма в прикладном искусстве Кедрину посоветовал отец. Мастерскую Александр оборудовал в подвальном помещении - его приютила художница Надежда Кашина, ученица Роберта Фалька. Кедрин сам установил муфельную печку, начал расписывать и обжигать орнаментальные блюда в традиционной стилистике, постепенно перешёл к крупным формам, и в результате стал видным монументалистом Узбекистана, оформлявшим огромными керамическими панно общественные здания и станции метро Ташкента.

Созданные в эти годы абстрактные живописные полотна, написанные в стиле, который художник назвал «метареализмом» («поскольку говорил не о том, что видел, а о том, что чувствовал и понимал, о чем догадывался»), он не выставлял на обозрение даже близких знакомых - столь болезненными были воспоминания о разгоне выставок и последовавших исключениях.

Своими «учителями» в живописи он в первую очередь называл Василия Кандинского, Хоана Миро и Ива Танги. «Я не считаю себя новатором или авангардистом, я продолжатель традиций русской и мировой живописи. Традиционно понимая талант как поручение, я преодолел соблазн модернизма и спонтанного самовыражения», – утверждал художник.

Александр Кедрин. Ноев ковчег. 1990г. Холст, масло. 80х50.

Александр Кедрин.Ташкентские улочки. 1961г. Холст, масло. 65,5х47.

Александр Кедрин.
Ноев ковчег. 1990г. Холст, масло. 80х50.

Александр Кедрин.
Ташкентские улочки. 1961г. Холст, масло. 65,5х47.

Только в 1990 году в Союзе художников Узбекистана прошла персональная живописная выставка Кедрина, на которой тот впервые выставил на публичное обозрение свои абстрактные полотна. Уже после распада СССР вполне успешный и признанный художник решил уехать в США. Осенью 2003 года он представлял Америку на Флорентийской биеннале. Его работы разошлись по многим крупным музейным и частным коллекциям. В 2012 году американское телевидение выпустило документальный фильм из серии «Русские знаменитости в Америке», в котором о Кедрине рассказывают такие мэтры современной культуры, как скульптор Эрнст Неизвестный.

«Я не вижу принципиальной разницы - за исключением, разумеется, в материалах и технологиях- между Сашиной живописью и керамикой. И то, и другое - надбуднично. В его космических ритмах есть то, что мне вообще близко в искусстве - сакральное начало, ощущение, связанное с таинственностью бытия, космическими безднами».

В рамках проекта будет представлено первое полное издание о творчестве художника на русском языке. «Формула мироздания» - так называется книга - включает более 150 иллюстраций живописных и керамических работ, фотографии из семейного архива Кедрина, статьи, эссе искусствоведов и друзей художника. В их числе - Александр Глезер, Андрей Косинский и многие другие.

Куратор выставки: Люсинэ Петросян, Светлана Хромченко