О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Китайская грамота. Письменные и художественные свидетельства взаимоотношений России и Китая в период Цин (1644-1911)

03 августа 2007

С 4 по 26 августа 2007 года 

Государственный музей Востока и Российский Государственный архив древних актов представил вашему вниманию выставку «Китайская грамота», проводимую в рамках культурной программы «Год Китая в России». Показанные на выставке документы и произведения искусства датируются периодом Цин и охватывают два с половиной столетия истории взаимоотношений двух империй — дипломатических, экономических и культурных.

Географически Российская империя и империя Цин издавна были соседями, однако установление добрососедских отношений началось только в середине 17 века. Самые ранние из представленных на выставке документов датируются 1653 годом. Характерно, что эти бумаги - посольские дела с описанием «столицы и ее жителей» и опись даров и товаров. Первый крупный дипломатический договор — Нерчинский, определивший политические взаимоотношения двух держав, представлен на выставке двумя «противнями» — и русским, и китайским. Именно этот документ впервые зафиксировал разделение обширной территории, пролегавшей между границами двух государств и с него началось определение очертаний государственных границ.

Несомненный интерес как для исследователей, так и для широкой публики представляют описания с рисунками Китая, его жителей, традиционной китайской и маньчжурской одежды, религии, бытового уклада, составленные в разное время купцами, миссионерами и студентами, прибывавшими в Пекин по разным надобностям.

Летопись, составленную на основе архивных документов, иллюстрируют вещи из собрания Музея Востока исторический процесс сложения торговых и дипломатических отношений между Китаем и Россией. Произведения искусства пишут и собственную историю: историю взаимовлияния столь разных по своему сюжетному наполнению и стилистическому развитию искусств. В Европе появление китайских ваз и шелков пробудило к жизни шинаузри и наполнило оттенком изысканной экзотики рокайльные виньетки павильонов и будуаров; в России бело-голубой фарфор переродился всем известной гжелью, а в зажиточных домах появились ширмы, идея разделения пространства которыми также принадлежит китайцам. Однако влияние не было односторонним. Весьма любопытным явлением в китайском искусстве 18 века являются вещи (вазы, табакерки) с «европейскими» сюжетами: религиозными сценами, пасторальными зарисовками или же просто с изображениями «рыжебородых варваров».