О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Звезды над Араратской долиной.
Тадевос Манукян: 40 лет в Музее Востока

с 03 апреля по 20 апреля 2014 года

Легче песок иглой вскопать, чем выткать ковер.
Туркменская пословица

Выставка посвящена юбилею творческой деятельности художника-реставратора Тадевоса Манукяна. 40 лет в Музее Востока он дарит вторую жизнь коврам, чьи древние орнаменты, как манускрипты, таят в себе знания и мудрость далеких предков.

Сочетание качеств реставратора-исследователя и практика коврового искусства, владение различными техниками и приемами, знание особенностей традиционных восточных узоров позволило Тадевосу Манукяну изобрести новые декоративные мотивы. Несмотря на то, что все ковры выполнены в соответствии с многовековой практикой, композиция и орнаментика каждого из них уникальны.

Тадевос Манукян. Попона «Асмалдык».  Шерсть, шелк, ворсовое ткачество, красители натуральные, ручная работа. 108x70 см.

Тадевос Манукян. Ковер «Птичий питомник». 1980 г.

Тадевос Манукян. Ковер «Охота в Зангезуре». 1978 г. Шерсть, шелк, ворсовое ткачество, красители натуральные, ручная работа. 173x118см.

Тадевос Манукян. Ковер «Птичий питомник». 1980 г. Шерсть, ворсовое ткачество, красители натуральные, ручная работа. 172x95см.

Ковровые изделия из натуральной шерстяной и шелковой пряжи созданы в технике ручного ворсового ткачества Кавказа и Туркмении. Использованы исключительно натуральные красители. Багрянец восходящего солнца, зелень весенней степи, золото жарких барханов, пестрая геометрия звериных шкур – ковры Манукяна вобрали в себя все цвета дикой природы.

В экспозиции будут представлены 11 ковровых изделий, в полной мере иллюстрирующих самобытный талант автора. Каждое из них - словно картина, вышедшая из-под кисти живописца. В ней заключены месяцы идаже годы кропотливого труда, дар творца, его представления о гармонии и красоте.

Тадевос Манукян. Ковер «Утренний поход на Севан». 1989 г.

Тадевос Манукян. Ковер «Село Воскепар». 1989 г.

Тадевос Манукян. Ковер «Утренний поход на Севан». 1989 г. Шерсть, ворсовое ткачество, красители натуральные, ручная работа. 196x140см.

Тадевос Манукян. Ковер «Село Воскепар». 1989 г. Шерсть, ворсовое ткачество, красители натуральные, ручная работа. 200x134см.

Несколько работ из коллекции Музея расскажут о реставраторской деятельности Тадевоса Манукяна. Восстановление антикварного ковра сродни хирургической операции – даже малейшая ошибка недопустима. Пинцет, игла, ножницы – обычные инструменты реставратора. Заново сплести основу, подобрать нужный оттенок нити, перевязать каждый утерянный узелок не менее сложно, чем создать новое произведение. Возможно, по этой причине эта специализация столь редка.

Тадевос Манукян - заслуженный работник культуры Российской Федерации, художник-реставратор по коврам высшей категории, член Международного Совета музеев (ICOM), эксперт Росохранкультуры по декоративно-прикладному искусству. Его ковры находятся в Государственном музее этнографии и национально-освободительного движения Армении «Сардарапат», а также в частных собраниях. Благодаря знаниям и эрудиции Тадевоса Манукяна был внесен существенный вклад в пополнение собрания ковров ГМВ. Куратор и участник всех текстильных выставок Музея, он неоднократно приглашался как ведущий специалист-практик по коврам Востока для консультаций в музеи России и зарубежья. За эти годы он отреставрировал более 100 ковровых изделий из собрания ГМВ.

Куратор выставки: Екатерина Шинкарева