О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«Хироаки Мияяма. Образы Гэндзи-моногатари»

16 ноября – 08 декабря 2013 года

Министерство Культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Японский фонд

Хироаки Мияяма родился в 1955 г. в Токио. В 1979 г. закончил Университет искусств в Г.Цукуба. Один из ведущих современных графиков Японии. Автор большого числа выставок в Японии и за рубежом. Его произведения находятся в ряде зарубежных музеев и в частных коллекциях.

Выставка «Хироаки Мияяма. Образы Гэндзи-моногатари» представляет редкий случай соединения современного искусства с классическим литературным произведением. Художник создал большую серию из 55 листов на темы японского средневекового романа «Гэндзи-моногатари», посвятив каждой его главе одну гравюру. Эта работа продолжалась в течение длительного времени. Мастер вживался в повествование о давно минувших днях, продумывал образы, искал собственный путь изобразительного решения. В итоге были созданы выразительные, эффектно-декоративные графические произведения (основная техника акватинта), тонко и своеобразно отражающие выбранные художником сюжетные линии. Это не жанровые иллюстрации, а образные представления, выраженные через символико-ассоциативный визуальный ряд.

Сокрытие в облаках

Праздник алых клёнов

Сума

Хироаки Мияяма. Сокрытие в облаках
(Кумогакурэ).
Бум.,цв. акватинта. 30 х 45.5см

Хироаки Мияяма. Праздник алых клёнов (Момидзи-но га).
Бум., цв. акватинта.20 х 45 см

Хироаки Мияяма. Сума.
Бум., цв.акватинта. 26,5 х 60 см

На гравюрах преимущественно изображены цветы, кустарники, деревья. Через флористические мотивы художнику удалось передать и ощущение эстетской атмосферы повести, и выразить образы конкретных персонажей. Гравюры выступают в качестве своего рода контрапунктов, выявляющих основной нерв содержания той или иной главы. Если смотреть на них вне контекста романа, то они остаются практически закрытыми для зрительского восприятия. Необходимо знание литературной канвы, на фоне которой складывается удивительная мозаика, созданная средствами современного искусства. К счастью, «Гэндзи-моногатари» теперь можно прочитать на русском языке, он переведен известным филологом Татьяной Львовной Соколовой-Делюсиной.

Однако роман большой, непростой для чтения, и, безусловно, значительная часть зрителей не знакома с ним, поэтому на выставке каждая работа сопровождается достаточно пространным текстом, дающим некоторое представление о литературной основе и помогающим лучше понять художественный образ. «Гэндзи-моногатари» буквально переводится как «Повесть о Гэндзи», но по объёму и сложной структуре это литературное произведение имеет полное основание называться романом.

«Гэндзи-моногатари» считается первым в мировой литературе романом как таковым, причём имеющим психологическую и романтическую трактовки.

Ночные огни

Красная слива

Кудесник-даос

Хироаки Мияяма. Ночные огни (Кагариби).
Бум., цв. акватинта, сусальное золото.
60 х 12 см

Хироаки Мияяма. Красная слива (Кобай).
Бум., цв. акватинта. 7,5 х 60 см

Хироаки Мияяма. Кудесник-даос (Мабороси).
Бум., цв. акватинта. 60 х 12 см

Погружаясь в «Гэндзи-моногатари», читатель постепенно привыкает к незнакомым, кажущимся странными понятиям и жизненным реалиям далёкого японского средневековья. За условностями отношений и нормами этикета появляются живые люди со своими мечтами, амбициями, страстями, дружбой и любовью.

Являясь результатом современного художественного осмысления романа, они несут зашифрованные фрагменты текста в виде декоративно-выразительных, лаконично-точных образов, привлекающих внимание сегодняшних зрителей, пробуждая их интерес к литературному источнику.

Хироаки Мияяма в созданной им серии предстаёт яркой творческой личностью. По характеру мышления, используемым им художественным приёмам и техникам он является, безусловно, современным художником. В то же время его произведения выступают наглядным примером того, что он не оторван от национальных традиций. В числе своих приоритетных художественных интересов Хироаки Мияяма называет декоративную живопись школы Римпа, отсюда его любовь к крупным формам, ярким цветам. Он график, а не живописец и, тем не менее, благодаря сложной технике многоразовой печати, он создаёт произведения, удивительные по богатству цветовых нюансов и фактурной проработке. Золотые и серебряные фоны во многих работах придают им особое сияние, наделяют изображение утончённостью, одухотворённостью. Однако самое главное заключается в том, что художник раскрывает перед зрителями и читателями романа окно в мир, где они встречаются с новыми, часто неожиданными представлениями, образами и трактовками, за которыми кроются общечеловеческие чувства, мечты, эмоции, поступки.

Куратор выставки: Галина Шишкина