О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии»

24 апреля 2009

Две мечети с «Тронным стихом» 24 апреля 2009 года в залах Государственного музея Востока в 17.00 открывается выставка «Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии».

В музее Востока неоднократно устраивались выставки восточной каллиграфии: японской, китайской, арабской. Настоящая экспозиция демонстрирует еще один из видов арабской каллиграфии, - шамаили, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры Поволжья. Их на выставке представлено около 70. Это не только радующие глаз хитросплетения арабской вязи, но и самобытная форма изобразительного искусства, которая получила развитие среди поволжских татар во второй половине XIX века.

Шамаиль часто сравнивают как с иконой, так и с народным лубком. Его изобразительный язык, символичный по своей сути, очень разнообразен. Тексты из Корана, нравоучения и богатая символика народного Ислама, вплетенные в орнаментальные композиции; виды святых мест паломничества, - все это составляет содержание шамаиля. Он часто развешивался над дверью, тем самым постоянно напоминая о красоте божественного промысла. В традиционном татарском доме шамаиль занял место картин, но в отличие от станковой живописи не столько украшал внутреннее пространство жилища, сколько освящал и оберегал его. Мирадж пророка Мухаммада с мечетью ал-Акса

Экспозиция выставки включает старинные шамаили, выполненные на оборотной стороне стекла, печатные шамаили, получившие распространение в Казани на рубеже XIX-XX вв., а также работы профессиональных художников, обратившихся к этому традиционному искусству в наши дни. Ядро экспозиции составляют печатные шамаили, содержание и внешний вид которых дают представление об эстетических, духовных и интеллектуальных запросах мусульман России начала XX века.

Современные художники каждый по-своему интерпретируют тему каллиграфии. Одни обращаются к старинному шамаилю, выполненному на стекле, другие находят образцы для подражания в арабской и персидской рукописной традиции. Многие живописцы создают абстрактные композиции, в которых современными изобразительными средствами развивают тему сакральности божественного письма.

Среди работ современных мастеров следует обратить внимание на несколько графических работ, выполненных выдающимся татарским художником Баки Урманче, который еще в 1970-х годах попытался освоить и возродить утонченное искусство арабской каллиграфии и татарского шамаиля.

Корабль Али с именами и хронологией пророковВ экспозицию включены произведения из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, работы, находящиеся в собственности авторов, а также коллекции Фонда Марджани.

Настоящая выставка является важным событием, свидетельствующим о возрождении одного из видов татарского народного искусства и росте интереса к нему.

Выставка продлится до 21 июня 2009 г.