О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«Женский образ в творчестве С.Н.Рериха»

04 апреля 2013

Министерство Культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока

С 04 апреля по 19 мая 2013 года в Государственном музее Востока будет проходить выставка «Женский образ в творчестве С.Н.Рериха».

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) оставил свой след в искусстве ХХ века как талантливый портретист. Несмотря на смену основных течений в современном искусстве, на протяжении долгих лет он оставался привержен идее претворения истинной красоты, посвятив своё творчество женскому образу.

На выставке «Женский образ» в хронологической последовательности представлен результат стилистического поиска в творчестве в течение 50 лет в период с 1926 по 1976 гг. Основная идея выставки может быть определена ролью модели и музы в творчестве художника.

Ранний период искусства С.Н. Рериха отмечен поиском, тяготением к светскому портрету с элементом арт-деко. На выставке представлены два известных портрета Кэтрин Кемпбелл, исполненные художником в 1926 году.

Девушка в красной накидке. Кулу

Студия В. (Джайя)

Рерих С.Н. Девушка в красной накидке. Кулу. 1936г. Холст, темпера, масло. 74х106, ГМВ

Рерих С.Н. Студия В. (Джайя).
1976г. Холст, темпера, масло. 46х60, ГМВ

Этнографическая тематика в живописи С.Н. Рериха прозвучала как дань времени в серии портретов жителей долины Кулу (Индия), исполненных в 1930-е гг., — «Девушка в желтом головном уборе» (Тибетская девушка), «Женщина из племени Сарадж». На выставке естественным образом пересекаются т.н. «американский» и «индийский период» и по своему раскрывают грани портретного жанра.

Во время пребывания в Лахоре художник работал над портретом Асгари Кадир, северо-индийское благородство черт её лица он запечатлел в картине 1941 г. Яркая натура Девики Рани, знаменитой актрисы и супруги художника, раскрывается в портрете 1951 года, исполненном в Калимпонге. В 1950-е Рошан Ваджифдар стала идеальной моделью, музой маэстро, в символической статике её портретов выражена монументальность танца как неотъемлемой части традиций в искусстве Индии.

Обращаясь к образу женщины, художник развивает тему возраста в искусстве, о чем свидетельствуют знаменитые работы зрелого периода творчества, — «Вечная жизнь» (1954) и «Мой дом» (1962), в деревенской идиллии этих полотен наиболее полно выражен цветопластический мир южной Индии.

Рошан Ваджифдар

Рая Богданова

Рерих С.Н. Рошан Ваджифдар.
1956г. Холст, масло. 194х112, ГМВ

Рерих С.Н. Рая Богданова
1939г. Холст, масло. 45х35, ГМВ

Выставку дополняют несколько ярких этюдов, исполненных Святославом Рерихом в разные годы — «Девушка из племени» (1950), «Подруги» (1953), «Радха» (1960), «Мое красное сари» (1961), в целом созвучных общей картине мирной жизни индийской деревни.

Образы индийских девушек служивших в имении Святослава и Девики Рерих в Татгуни являют пример «божественного проявления» в быту. В картинах «Джайямма» (1974) и «Лакшамма» (1974), относящихся к позднему периоду творчества, будто воплощён современный образ богини Лакшми, или персонификация самой Индии, — они олицетворяют счастье, красоту и добро.

Следуя традиции прошлого, важнейшим достижением в портрете художник считал выражение внутренней сущности изображаемого. Кисть художника вводит нас в царство прекрасного, чистым цветом утверждая красоту человеческой природы, его внешнего и морального облика. В «Женском образе» Святослава Рериха ярко проявилось его собственное духовное богатство, наделяющее зрителя идеями гуманизма и чувством гармонии.

Автор текста: Владимир Никишин (куратор выставки).