О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

Михаил Шемякин. Рисунки в стиле Дзен

07 сентября 2012

Михаил Шемякин – один из известнейших художников и скульпторов нашего времени. Он заслужил широкое признание не только в России, но также в Европе и Америке. Графическая серия рисунков в стиле Дзен открывает для российской публики творчество Шемякина с совершенно новой стороны. На выставке представлено 147 работ, написанных тушью (2002-2004 гг.) и 70 авторских принтов 2012 года, выполненных в технике «жикле». Многие произведения абстрактны и бессюжетны, тем не менее, среди них можно выделить несколько тематических групп: рисунки, объединенные темой размышления о смерти и в другой мир; «галантные сцены» в стиле XVII век и театральные образы.

Cлово «дзен» происходит от санскритского «дхиана», означавшего определенную ступень на восмичленном пути развития йога. С VII века целью дзенской медитации стало достижение «внезапного просветления». Духовное «понимание» не поддавалось однозначной вербализации и находило свое выражение в спонтанном рисовании черной тушью или загадочно-иррациональных изречениях.

Фантомы

Джентльмен

Дух горы

Фантомы.
2012. Авторский принт. 83х123 см.
Собственность автора.

Джентльмен.
2004. Тушь, бумага. 35,6х25,8 см.
Собственность автора.

Дух горы.
2004. Тушь, бумага. 25,3х35,2 см.
Собственность автора.

Образцы для своих рисунков Шемякин находит не только у старинных китайских и японских мастеров, но и в графике Рембрандта и Гойи. Соединение противоположностей является одним из главных принципов шемякинской эстетики, которую он обозначает как метафизический синтетизм.

В возникшей серии рисунков художник склонен усматривать проявление своих основных эстетических интуиций; реализация их возможна только при условии достижения высочайших ступеней мастерства. Чтобы по достоинству оценить эти рисунки следует отрешиться от предрассудка, согласно которому ценность вещи определяется ее размерами и объемами, а также литературной насыщенностью и актуальностью сюжета.

Паломники

Ребенок

Паломники.
2012. Авторский принт. 89х114.
Собственность автора.

Ребенок.
2002. Тушь, бумага. 23,2х16 см.
Собственность автора.

Дзенская манера рисования стала путем внутреннего совершенствования. Шемякин не ставит перед собой рассудочно сформулированных целей и не следует внешним нормам. Его влечет свобода. И рисунки приглашают вступить на тропу, ведущую в ее царство. Оно же, говоря библейским языком, есть царство «не от мира сего». Необходимы усилия, чтобы ощутить свою причастность к этому забытому миру. Еще Платон учил о познании как анамнезисе (воспоминании), ведущем за границы, очерченные рождением и смертью. В этой связи Шемякин говорит о своих рисунках как реализации теории и опыта «метафизического воспоминания». Всматриваясь в «дзенскую» серию, возникает чувство перехода в расширенное состояние сознания, высвобождающегося от материалистического гипноза.

Искусствовед Владимир Иванов.