О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«КАЛАНДАР»

19 июля 2012

Государственный музей Востока и Фонд Марджани представляют выставку «КАЛАНДАР» четырех современных художников Узбекистана - Файзуллы Ахмадалиева, Бобура Исмаилова, Мурада Карабаева, Джамола Усманова.

«Мир жизни держится людьми, которые несут новые реальности» - эти  слова Казимира Малевича можно отнести к ташкентским художникам,  работы которых представлены в экспозиции.

Святая вода

Из серии Отражение

Святая вода.
2001 г. Х., м. 110х110 см.
Коллекция Фонда Марджани.

Из серии Отражение.
2009 г. Х.. м. 90х275 см.
Коллекция Фонда Марджани.

Сегодня в Узбекистане появилось особое направление живописи, к которому примыкают все участники выставки. Они совершенно разные по своему живописно-пластическому языку, но их объединяет нечто очень важное – они пытаются изобразить скрытое за ширмой обыденной жизни. У каждого из них – своя реальность, где действительность лишь служит импульсом для создания образа.

Почему выставка названа «Каландар»? Хотелось найти загадочное слово, в котором бы звучала восточная сказка. Каландар – это странствующий дервиш, его сердце занято поисками Бога, он пренебрегает условностями окружающего мира, живет на подаяния. Но в сказках в рубище дервиша переодевается султан, чтобы неузнанным пойти на базар и послушать, чем живет его народ. Художник с этюдником долгое время в Средней Азии выглядел довольно странно, в нем видели безумца, чужака, напоминающего каландара.

Мифы старого города.

Опавшие лепестки алого цветка

Мифы старого города.
2011 г. Х., м. 136х170 см.
Коллекция Фонда Марджани.

Опавшие лепестки алого цветка.
2007. г. Х.. м. 46х115 см.
Коллекция Фонда Марджани.

«Каландар» – это только красивая метафора и никто из наших художников не ассоциирует себя с суфиями или дервишами, а в своей жизни руководствуются принципом «Руки в работе, сердце – Творцу».

Кроме общего заглавия у каждого раздела, посвященного творчеству того или иного художника, есть и свое собственное название – ведь, по сути, это не одна, а целых четыре персональных выставки: Файзулла Ахмадалиев – «Странствие на родине», Джамол Усманов – «Отражения», Мурад Карабаев – «Зеркало души», Бабур Исмаилов – «Сад забвения».

Файзулла Ахмадалиев - странник по своей натуре, он много путешествовал на родине, но за пределы Узбекистана почти никуда не выезжал. Исключением стали годы, проведенные в советской армии, когда он служил под Дрезденом. Тогда он, единственный из всех сослуживцев, оправился смотреть живопись в Дрезденскую галерею. Сегодня он мечтает объехать все музеи мира.

Его полотна – ожившая память древней земли Туркестана,  многоголосие прошедших по ней людей: мудрецы, воины, дервиши, простые люди. Отсюда на полотнах возникает  глина – земля, коллажи из старых черно-белых фотографий или ярких лоскутов.

Джамол Усманов выглядит мудрецом, которому известна самая главная истина, лежащая за пределами видимого. Он пытается отразить ее в своих живописных работах. Джамол мыслит сериям, словно совершает долгое путешествие. Он продолжает писать полотна на волнующую его тему, пока не выскажется до конца, каждый раз изобретая новые изобразительные приемы. Более того, он стремится выйти из плоскости полотна в трехмерное пространство, создавая   скульптурные композиции, которые   развивают сюжеты его картин.

Мурад Карабаев своим любимым фильмом считает «Блоу ап» Антониони, где в голове главного героя вымышленный мир путается с реальностью. Картины Мурата напоминают зеркала, где отражаются люди из прошлых эпох. Они облачены в костюмы времен  Великих Моголов.

В ранний период творчества он создавал яркие, хаотичные картины с шагаловскими мотивами –  ничего похожего на  сегодняшний сдержанный почти аскетичный стиль. На вопрос – отчего так произошло Мурат отвечает: С годами хочется сказать не так громко, но более отчетливо.

На портретах с одинаковыми лицами, которые он пишет в последнее время, присутствует желание заглянуть в лицо как в зеркало, чтобы за внешней одинаковостью понять внутренний смысл.

Бобур Исмаилов по призванию художник-«декоратор», преобразующий реальный мир в театральную фантасмагорию.  Персонажи в его работах напоминают  кукол, существующих  в самых невероятных декорациях.

Сады – это мы,  мир, в котором мы пребываем, или хотели бы пребывать.

В каждом человеке живут сад детства, сад первого поцелуя, сад последней любви, сад забвения.

Сады, как и мы, подвержены времени. Зимой они спят, весной пробуждаются, летом поют всеми красками.  В этих садах странствуют наши души. Сад могут вырубить или он сгорит – и тогда он  погибнет.

Полотна Бобура  – аллегории.  Главное в них –  состояние  одиночества. Люди одиноки, приходя в мир и покидая его. Мы стремимся друг к другу, пытаясь преодолеть одиночество.