О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«Наследники русского Востока»

09 июня 2012

Выставка «НАСЛЕДНИКИ РУССКОГО ВОСТОКА» посвящена творчеству московских художников Валерию и Александру Волковым.

Сыновья великого русского живописца Александра Николаевича Волкова хорошо известны московской публике. Они не раз выставлялись в России и за рубежом, их работы хранятся в Третьяковской галерее, Музее Востока, Русском музее, Музее «Новый Иерусалим», галерее Грегори и Музее искусств Зиммерли (США) и других известных собраниях.

Настоящий выставочный проект интересен широтой своего охвата – в экспозицию включены произведения разных лет – живописные и графические работы обоих художников, а также скульптурные композиции А.А. Волкова.

Следуя за воображением художников, оказываешься на пересечении пространств: Средняя Азия – незабываемые впечатления детства, ставшие органичной частью мироздания Волковых; Москва – вновь обретенный дом и семья; Франция – первое соприкосновение с современным западным искусством; Италия – великое наследие Ренессанса; Испания – фламенко, коррида; Египет, Палестина – образы «другого» Востока. Запад и Восток, человек, восточный базар, танец, музыка – все перемешалось и слилось в потоке живописных образов, чтобы затем обрушиться на зрителя.

Красная ваза

Красное пятно

Александр Волков. Красная ваза.
1970. Оргалит, м. 84х60 см.
Собственность автора.

Валерий Волков. Красное пятно.
1963-64. Оргалит, м. 95х121,5. ГТГ.

Самой судьбой им было предначертано стать художниками. С первых дней жизни братьев окружали картины отца, великого мастера «Гранатовой чайханы», стоявшего у истоков национального изобразительного искусства Узбекистана.

По рассказам сыновей, отец никогда специально не учил их живописи, но навсегда стал для них непререкаемым авторитетом в искусстве и нравственным ориентиром в жизни.

Со второй половины 1960-х оба брата живут в Москве, но вплоть до распада Советского Союза они ежегодно возвращаются в родной Ташкент, а оттуда вместе со своими друзьями Е.Кравченко и Дамиром Рузыбаевым совершают поездки по всей Средней Азии. Они ощущают себя наследниками творческой бригады А.Н. Волкова, также именуя себя «Бригадой». Образы Средней Азии прошли через все творчество Валерия и Александра Волковых.

В 1960-х годах Волковы заинтересовываются современными тенденциями западного искусства, прежде всего творчеством французских художников русского происхождения Андрея Ланского и Николя де Сталя.

Для Валерия Волкова огромное значение сыграла первая поездка во Францию в 1966 году. В Париже он знакомится с Ланским, со временем знакомство перерастает в дружбу, в Провансе посещает Шагала.

Париж

Полет

Валерий Волков. Париж.
1967. Х., м. 116х134.
ГТГ.

Александр Волков. Полет.
2010. Х., м.100х90 см.
Собственность автора.

На Александра Волкова большое впечатление оказывают выставки современного западного искусства, которые на рубеже 1950-1960 годов проходят в Москве. После американской промышленной выставки 1959 года он влюбляется в творчество Джексона Поллока, который получил прозвище «Джек разбрызгиватель». Александр решает попробовать сам рисовать в такой же манере. На формировании молодого художника сказывается и та среда, в которую он погружается в студенческие годы. Поездки за рубеж для Александра начинаются позднее. В 1978 он впервые едет во Францию в составе группы художников, а в 1981 возвращается сюда с целью изучения современного искусства.

Со временем география творческих поездок братьев Волковых расширяется почти до целого мира. Появляются новые темы и образы. Увлечение абстракцией, понимаемой ими как отражение «реальности своего видения», не прерывает связи с фигуративным искусством. Самое главное для Волковых – умение ощущать и передавать в своих картинах ценность бытия. Неизменным остается одно – живописное видение мира, завещанное отцом, безграничную любовь к которому сыновья пронесли через всю жизнь.

 


 From 9th of June 2012 till 8th of July 2012 in the State Museum of Oriental Art in Moscow, will open the “Heirs of the Russian Orient” exhibition devoted to the work of the painters Valery and Alexander Volkov.

The Volkov Brothers are the sons of the famous Russian painter Alexander Nikolaevitch Volkov, a native of Central Asia and well-known to the Moscow public.  The paintings of the father, Alexander Nikolaevitch, are on display in the Tretyakov Gallery, the Museum of Oriental Art, the Russian Museum in St. Petersburg and the New Jerusalem Museum, as well as in the Gregory Gallery in New York and the Zimmerly Museum in the United States, not to mention private collections throughout the world.  The current exhibition of the two brothers, Valery and Alexander, shows how each of them has, while following his own path, nonetheless carried on the family traditions, imbued with their love of the Orient where they spent their youth.

In the 1960s they settled in Moscow, from where they would travel to France, Italy, Egypt and several other countries.

The impressions from their trips abroad can be found in many of their paintings, where images of the East and the West are juxtaposed in a frenzied saraband of colors, evoking in turn bazars, flamenco or a bullfight in a multitude of spell-binding images.

In France, Valery Volkov met Marc Chagall and became friends with Andrei Lanskoy.

Alexander Volkov was greatly impressed by the Ecole de Paris’ 1959 exhibition, which Andre Malraux succeeded in showing to Muscovites despite official censorship.  The young Alexander was seduced by the pictorial manner of Jackson Pollock after visiting the first exhibition of American painters authorized by the government.

Starting from this time, the two brothers both became interested in abstractionism, each however retaining his own manner of including pictorial elements in his paintings which combine a riot of colors with concrete images from reality.  Valery would come to call his own style “non-figurative realism”.

The pulse and rhythms of life, the joy of existence – these are the things meant to be conveyed by their paintings, by these two heirs of an Orient held deep in their hearts.

The exhibition will be open from the 9th of June to the 8th of July 2012 in the State Museum of Oriental Art, 12A, Nikitsky Boulevard, Moscow.

Tel: 8.495.691.82.19