О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«РИКША-БЛЮЗ»

18 мая 2012

В Государственном музее искусства народов Востока открывается выставка  «РИКША-БЛЮЗ».

МАНАС РОЙ (Индия) & АЛЕКСАНДР ТОКАРЕВ (Россия).  Живопись.

Весной 2012 года в Москве проходят мероприятия, посвященные 65-летию дипломатических отношений Индии и России. Их «завершающим аккордом» станет Фестиваль индийской культуры, который пройдет в Москве с 17 мая по 1 июня.

Центральное событие фестиваля – индо-российская выставка современного искусства «Рикша-Блюз» в Государственном музее искусства народов Востока. На ней будут представлены живописные работы двух выдающихся мастеров современности – доктора Манаса Роя (Калькутта) и члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Токарева (Москва) – на тему музыки, танца, театра, поэзии.

Манас Рой (Ройманс) – один из самых значительных индийских художников, добившихся признания на Западе. Он родился в 1954 г. в Калькутте в семье художников и музыкантов, долгое время жил в Голландии и других странах Европы и Азии, учился у знаменитых мастеров в Париже, Милане, Индии и Южном Китае, а затем вернулся на родину.

Александр Токарев – одна из самых ярких фигур в современной художественной культуре России. Его метастилистическая живопись обобщает поиски многих европейских художников XX века. Он родился в Одессе, закончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (Москва), художественный и режиссерский факультеты. Много работал в кино и театре, но в результате вернулся к живописи.

Художников, принадлежащих к одному поколению, объединил философский подход к искусству. Они познакомились в 2009 году на международной художественной выставке в Дании, и с тех пор стали не просто коллегами и единомышленниками, но и друзьями. Их совместный проект в Москве готовился в течение двух лет.

Концепция выставки «Рикша-Блюз» носит музыкально-поэтический характер. По мнению авторов, настоящего художника можно сравнить с рикшей, который везет по жизни повозку со своими размышлениями и сомнениями: «Это тяжелый груз и тяжелый труд. Надо быстро-быстро бежать босыми ногами по улицам пыльного города, потому что жизнь коротка. И чтобы было легче и веселее, художник-«рикша» напевает свою тихую мелодию, приветствуя нас – пассажиров-попутчиков».

Музыкальная тема получает особое развитие в творчестве обоих художников.

Музыкальность Ройманса обусловлена не только происхождением и семейными традициями, но и профессиональными занятиями различными стилями индийской инструментальной музыки. За годы своей длительной жизни на Западе Ройманс прошел и европейскую классическую музыкальную школу. «Музыка и визуальные искусства всегда гармонично сочетаются в моих работах, – считает художник. – Начиная с индо-шумерского стиля, искусства Гандхары, миниатюр эпохи Великих Моголов и народного искусства, все индийское искусство развивалось под влиянием музыки, и везде она представлена. Я – не исключение, потому что я продолжаю работать в рамках классических традиций, хотя и с европейским флером».

Музыка – любимая тема и в творчестве Александра Токарева. Тема «Человек-Оркестр» стала для него одним из счастливых открытий 80-х годов. Она привела художника к универсальной формуле, позволила обрести колористическую и пластическую свободу. В ней найдено точное соотношение символического и абстрактного, заданного и спонтанного, которое из всех искусств присуще только музыке. Виртуозная импровизация «Человек-Оркестр» разрослась до четырехсот холстов и в конце концов стала творческой стратегией, преобразовавшись в альтер эго – бесконечный лирический автопортрет, путешествие вглубь себя.

Ройманс является продолжателем традиций индо-шумерской живописи, которая, с одной стороны, дает огромную свободу творчества и импровизации, с другой, очерчена строгими рамками смысловых законов. Эту живопись можно сравнить с традиционной индийской музыкой, где лишь некоторые ключевые ноты одной октавы «доступны» музыкантам, другие же трогать нельзя. Следуя этим правилам, музыкант может создать бесконечное множество вариаций, импровизируя на сцене без партитуры перед глазами, что роднит это исполнительское искусство с джазом гораздо больше, чем с европейской камерной и симфонической музыкой.

Основными источниками мышления Александра Токарева стали «идеальная живопись» эпохи Возрождения, русская икона и авангард начала ХХ века. Со временем художник разработал свой творческий метод, в основе которого – свободная интерпретация мифологических сюжетов, музыкальных тем, смешение жанров и техник. Его метафоры – о творчестве, любви, детстве и, конечно, о смысле бытия. Он не избегает легко считываемых греческих и христианских мифов, но переосмысливает их, примеривая к своему времени.

Торжественное открытие выставки «Рикша-Блюз» с участием Его  Превосходительства Посла Индии в Российской Федерации г-на Аджая Малхотры состоится 17 мая в 18:00. В программе вечера – индийская церемония.

Выставка «Рикша-Блюз» открыта для посещения с 18 мая по 1 июня 2012 года по адресу: Никитский бульвар, д. 12 а, Государственный Музей искусства народов Востока.

На фоне выставки «Рикша-Блюз» пройдет ряд открытых мероприятий:

18 мая, в Международный день музеев, в 15:00, состоится открытый мастер-класс Манаса Роя, посвященный традициям индо-шумерской живописи.

19 мая, в Международную ночь музеев, с 18:00 до 23:30, во дворе Государственного музея искусства народов Востока, состоится открытый Фестиваль индийской культуры. В нем примут участие студии индийского танца Чаккар, Сарасвати, Одисси Дживан Нритья, Васанта, Калакар и др., cтудия йогов при Индийском культурном центре, индийские музыканты-таблисты (барабанщики), Международный проект «Махабхарата» представит отрывок спектакля-лаборатории «Эскизы к Махабхарате».

В лектории музея пройдет ретроспектива короткометражных документальных фильмов о традициях и исторических памятниках Индии.

ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:

Агентство ИНТЕРФАКС        
Журнал Psychologies
Индия ТВ                  
Журнал YOGA            
YТРО.ру

Дополнительная информация – Продюсерский центр «Арт-Брэнд»:
+7(495) 764-6932; +7(903) 238-0305; info@art-brand.ru

Тел. Посольства Индии в Москве: (495) 916-0615, (495) 916-0644.