О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

"ДРАКОН И ФЕНИКС"

28 января 2012

Выставка "Дракон и феникс" приурочена к 2012 году, символом которого, по китайскому лунно-солнечному календарю, является Дракон. В основе китайского календаря, сформировавшегося в древнейшие времена, лежит 60-летний цикл, состоящий из пяти 12-летних временных отрезков. Для обозначения годов, ещё с первых веков н. э., применяли названия животных – Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. В этом перечне все персонажи – реальные существа, кроме одного – Дракона, который и будет покровителем следующего года, наступающего 23 января по восточному календарю.

Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное в Китае и сопредельных странах, – феникс. Дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть. Феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе, они ассоциировались с женихом и невестой, воплощая союз двух начал – инь-ян (светлого и темного), взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы и мировой гармонии. Образы дракона и феникса сложились на основе мифологических представлений и анимистических культов, предопределивших своеобразие трактовок этих животных в разных государствах.

Кресло. Китай, XIX в.

Набуити. «Военачальник на коне»

Декоративная композиция. Вьетнам, XIX-XX вв.

Кресло. Китай, XIX в.
Дерево, резьба.

Автор: Набуити. «Военачальник на коне». Япония, конец XIX в
Бумага, цветная ксилография.

Декоративная композиция. Вьетнам,
XIX-XX вв.
Слоновая кость, дерево, резьба.

В экспозиции представлено более 300 предметов из коллекций искусства Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Центральный зал  воплощает идею о китайском драконе (лун), символе императорской власти. Оформление зала представлено вещами, предназначенными для интерьеров императорского дворца. В Китае считалось, что власть имеет сакральный характер и исходит от божественного начала – Неба. Правитель включался в космогоническую систему при помощи официального парадного облачения, одним из видов которого был халат лунпао. Обязательным атрибутом императорских покоев было изображение феникса (фэнхуана) – символа императрицы. Часть экспозиции представлена китайским и корейским парадным одеянием и костюмами придворных. Особое место отведено предметам из кабинета ученого, прибежища человека высокого вкуса, где все должно следовать категориям изящного и элитарного.

Отдельный зал посвящен бытованию образа дракона и феникса в городской культуре Китая и Вьетнама. Своеобразным явлением народной культуры был лубок, связанный с обычаем украшения жилищ к новогодним праздникам. Лубок, прежде всего, знакомит нас с традиционными ритуалами, нашедшими отражение в таких сюжетах, как «праздник фонарей», проходящий в середине первого месяца Нового года, «гонки на "драконьих" лодках», «танец с драконом» и пр.

В двух залах экспозиции разместилось искусство Японии. Изображение драконов можно встретить на фарфоре, изделиях из металла, слоновой кости, вышивке. Особый интерес представляет оружие, украшенное сложной резьбой по слоновой кости. Дракон популярен и в современном изобразительном искусстве, представленном на выставке картиной Дзинъитиро Ивасаки «Лунный дракон».

Панно «Дракон»

Скульптура «Дракон»

Панно «Дракон». Япония, XIX в.
Атлас, золотая и цветная шелковая нить. Вышивка.

Скульптура «Дракон». Япония, XIX в.
Слоновая кость, резьба, гравировка.

Широко представлено традиционное искусство Вьетнама. Тема дракона и феникса объединяет произведения разного предназначения: от культовых вещей из буддийских храмов и общинных домов динь до современных изделий декоративно-прикладного искусства, покрытых темным лаком и богато инкрустированных перламутром.

Среди произведений искусства ряда центральноазиатских стран (Монголия, Бурятия) и Ближнего Востока (Иран) – редкие иранские изразцы и миниатюра, футляр для хранения печатей, пенал для письменных принадлежностей, тибетские и уйгурские ковры с изображением феникса, традиционный бурятский художественный металл, в том числе изделия из серебра – амулетницы, подвески, кресала и др.