О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Текущая выставка Архив Анонс Выставка одного экспоната
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Архив

«Город Взлетающего дракона. К 1000-летию Ханоя»

16 сентября 2010

Выставка приурочена к знаменательной дате – юбилею столицы Социалистической Республики Вьетнам. Город был основан в 1010 г. правителем Ли Тхай-то и получил название Тханглонг – «Взлетающий дракон». По преданию, когда Ли Тхай-то плыл в лодке по Красной реке, из воды появился золотой дракон. Взлетев, он свернулся в клубок и превратился в облако. Поскольку дракон считался предком-покровителем вьетнамского народа, государь счел это знамение благоприятным для процветания страны и именно на этом месте повелел возвести новую столицу. С того времени город практически неизменно оставался центром политической, экономической и культурной жизни страны.

Многочисленные архитектурные памятники Ханоя, его древние храмы и пагоды нередко вдохновляли вьетнамских мастеров на создание живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены картины на шелке художников Май Лонга «Улочки Ханоя после дождя», То Лиена «Беседка Храма литературы» и др. Фотографии, дополняющие выставку, дают представление о прошлом и настоящем большого города, на них изображены как общие виды Ханоя, так и его известные архитектурные памятники.

Май Лонг.Улочки Ханоя после дождя. 1990 г. Шелк, водяные краски.

Народная картина Мальчик с петухом. В.п XX в. Бумага, цв. ксилография.

Поднос с изображением храмового комплекса. Сер. XX в. Дерево, лак, роспись.

Май Лонг.Улочки Ханоя после дождя.
1990 г. Шелк, водяные краски.

Народная картина
"Мальчик с петухом." В.п XX в.
Бумага, цв. ксилография.

Поднос с изображением храмового комплекса. Сер. XX в.
Дерево, лак, роспись.

Центральное место на выставке отведено традиционному искусству Вьетнама. Среди представленных произведений особый интерес вызывает культовая пластика. В буддийском храме скульптура, как правило, весьма многочисленна и сосредоточена в нескольких помещениях (передней части храма, переходе к алтарной части, на главном алтаре). Алтарь представляет собой трехступенчатый постамент, в нижней части которого обычно находится фигура Будды-младенца, стоящего под резной аркой, оплетенной фигурными изображениями девяти драконов. Верхние ступени алтаря занимали фигуры будд, бодхисаттв, учеников Будды Шакьямуни. Одной из наиболее почитаемых фигур было божество милосердия Куан Ам, женское воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары. Кроме того, в храме находились многочисленные статуи чиновников, военачальников, храмовых прислужниц и охранителей. Культовую скульптуру вырезали из дерева, покрывали грунтом сложного состава, лаком, росписью цветными красками и позолотой. Декоративное убранство буддийских сооружений дополняла живопись на свитках. Нередко на них изображали Правителей Десяти дворцов, которые по представлениям вьетнамцев вершили суд над грешниками в подземном мире, фигуры мифических стражей и известных патриархов-проповедников буддийского учения. Свитки с подобными изображениями можно увидеть на выставке.

Куан Ам в горах XVIII-XIX вв. Дерево, лак, резьба, позолота.

Статуя военачальника. XIX в. Дерево, лак, резьба, роспись, позолота.

Скульптура Будды. XIX в. Дерево, лак, резьба, позолота.

Куан Ам в горах XVIII-XIX вв.
Дерево, лак, резьба, позолота.

Статуя военачальника. XIX в.
Дерево, лак, резьба, роспись, позолота.

Скульптура Будды. XIX в.
Дерево, лак, резьба, позолота.

Два зала экспозиции занимает народная картина Вьетнама из двух наиболее известных центров по ее производству. Лубок из деревни Донгхо, которая находится неподалеку от Ханоя, представляет собой цветное ксилографическое изображение на специальной волокнистой бумаге, сделанной из коры дерева зо (аквилярии). Печатают его с помощью нескольких досок-штампов, окрашенных в разные цвета, по одному цвету для каждого клише. Для изготовления красок мастера применяют цветы и сок различных растений, золу, кору деревьев, минеральные вещества. В гравюрах с улицы Хангчонг (улица Барабанов), расположенной в старом квартале Ханоя, сочетаются традиции лубка деревни Донгхо со стилистическими приемами китайской классической живописи. Ханойские мастера отдавали предпочтение картинам в форме свитков. После печати контура гравюры расписывали от руки, поэтому на изготовление городской картины требовалось гораздо больше времени, чем на лубки деревни Донгхо.

Представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства знакомят зрителя с красочным миром лаковых изделий Вьетнама. История изготовления предметов из лака, получаемого из смолы лакового дерева, насчитывает многие столетия. Обладая прекрасными декоративными качествами, лак имел также защитную функцию, предохраняя бытовые деревянные и плетеные изделия от разрушения в условиях влажного тропического климата. Традиционно произведения покрывали лаками, окрашенными в черный, коричневый или красный цвет, для усиления художественного эффекта золотили, инкрустировали перламутром и яичной скорлупой. Лаковые краски использовали также для росписи, создавая изысканные живописные композиции. Среди экспонируемых предметов можно видеть блюда, крышки для альбомов, стопки для кистей и другие изделия.

Выставка продлится c 16 сентября по 22 ноября 2010 г.

 

Шанти Наш партнер Ресторан "Шанти"  http://www.shanti.ru/