О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Наследие
Рерихов

Научный отдел наследия Рерихов занимается всесторонним исследованием и популяризацией жизни и творчества Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов. Наибольшее внимание уделяется художественному наследию Н.К. и С.Н. Рерихов.

Эта замечательная семья, ставшая по своей сути общиной единомышленников и сотрудников, внесла неоценимый вклад в русскую и общемировую культуру (искусство, науку, философию). Пожалуй наиболее весомой составляющей этого вклада стало масштабное изучение и творческое освоение культуры Индии, Тибета, Монголии и всей Центральной Азии.

В 2010 году создан электронный каталог, который  позволит ознакомиться с составом коллекции "Наследие Рерихов" и почерпнуть необходимую информацию о картинах, находящихся на постоянном хранении в ГМИНВ.

В этом же году отделом "Наследие Рерихов" совместно с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке подготовлен веб-сайт , посвященный празднованию юбилея со дня подписания Пакта Рериха в Вашингтоне, знаменитого своим вкладом в дело сохранения всемирного культурно-исторического наследия. На сайте представлены архивные фотографии и раритетные издания по истории продвижения Пакта Рериха в Америке и Европе, ряд тематических произведений живописи и графики Н.К. и С.Н. Рерихов, а так же документальный фильм о Знамени Мира и Пакте Рериха.



Расписание работы мемориального кабинета Н.К.Рериха:

Вторник – с 13.00 до 17.00
Среда – с 13.00 до 17.00
Четверг – с 15.00 до 20.00
Пятница – с 13.00 до 15.00
Суббота – с 13.00 до 17.00

Телефон: 8 (495) 695-99-84


Из истории отдела
Николай Константинович Рерих
Елена Ивановна Рерих
Юрий Николаевич Рерих
Святослав Николаевич Рерих
Сайты-сателлиты Музея Востока, посвященные наследию семьи Рерихов

Из истории отдела

Музей Востока начал работу по изучению и популяризации рериховского наследия с конца 60-х годов прошлого века. Так, заведующей научно-лекционным сектором музея О.В.Румянцевой были подготовлены и с большим успехом читались и в музее, и в других учреждениях Москвы и Московской области лекции о творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов. Серьёзная научная разработка, а также экспозиционная и выставочная работа были начаты с поступлением в музей большой коллекции картин из собрания К.Кэмпбелл. Ближайший ученик и сотрудник Рерихов в США, Кетрин Кэмпбелл-Стиббе была одним из создателей, руководителем и главным попечителем ныне действующего Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, а также входила в число главных коллекционеров картин Н.К. и С.Н. Рерихов. В 1974 году С.Н.Рерих обратился к ней с просьбой о передаче в Россию её собрания этюдов знаменитой русской архитектурной серии Н.К.Рериха. В результате плодотворных переговоров, проведённых директором ГМВ Г.П.Поповым, К.Кэмпбелл передала в музей вместе с существенно расширенным числом картин русского периода замечательную коллекцию работ гималайско-тибетского цикла, а также большое количество произведений искусства Востока из собрания Рерихов, уникальную библиотеку и множество личных вещей представителей этой семьи.

Это позволило музею открыть в 1977 году специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции. С этого времени у ГМВ установились самые тесные связи и сотрудничество с последними представителями семьи Рерихов — проживавшими в Индии Святославом Николаевичем Рерихом и его супругой Девикой Рани Рерих, которые всегда уделяли особое внимание поддержке развития музейного дела и исследовательской работы в отношении наследия своей семьи в России. Так, они вместе с К.Кэмпбелл отнеслись к произошедшему в ГМВ, как к первому успеху на пути к созданию полноценного музея Николая Рериха в Москве и решили двигаться в этом направлении. Уже в следующем году музей получил в дар от Кетрин Кэмпбелл и её ближайшей сподвижницы Гизелы Ингеборг Фричи (член Совета директоров Музея Н.Рериха в Нью-Йорке) ещё двадцать картин Н.К. и С.Н. Рерихов и ценнейший архивный фонд. Следствием этого поступления стало создание в ГМВ мемориального кабинета Н.К.Рериха с уникальной библиотекой и архивом, который постепенно стал серьёзным исследовательским и методическим центром развития рериховедения в СССР. Кроме того, удачно достигнутая мемориальность этого кабинета создала ценное дополнение к постоянной рериховской экспозиции музея. Создание мемориального кабинета и его дальнейшую работу возглавила О.В.Румянцева.

Именно с этих пор у музея установилось по-настоящему тесное сотрудничество с С.Н.Рерихом. Он немало способствовал установлению деятельного взаимодействия Мемориального кабинета со многими ведущими «ветеранами» рериховедения и рериховского движения в нашей стране и за рубежом, такими как Павел Фёдорович Беликов в Таллине, Гунта Рихардовна Рудзите в Риге, Наталья Дмитриевна Спирина в Новосибирске, Майкл Брин в Австралии, Кеннет Арчер в Великобритании, Зинаида Григорьевна Фосдик (директор нью-йоркского Музея Рериха) в США и многими другими.

Особо значимым и плодотворным стало сотрудничество с Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, который был основан в 1949 году и первоначально руководился ещё Еленой Ивановной Рерих, вдовой великого художника. За последние 20 лет эффективное взаимодействие с нью-йоркским музеем получило развитие по целому ряду направлений. И здесь хотелось бы отметить огромную заслугу его нынешнего директора (с 1984 г.) Дэниела Энтина, который продолжает традиции, заложенные создателями музея — Еленой Ивановной Рерих, З.Г.Фосдик и К.Кэмпбелл, а также неизменным патроном музея С.Н.Рерихом.

Следующий этап становления связан с переездом музея в 1984 году в новое помещение на Суворовском (ныне Никитском) бульваре. Это был юбилейный для Н.К. и С.Н. Рерихов год, и потому, сразу же по приёмке нового здания, всё его помещение целиком было использовано для проведения крупнейшей из когда-либо проходивших в мире выставок обоих художников. Собранная экспозиция была уникальна и по составу, и по количеству представленных работ — более пятисот картин из самых разных музеев страны и множества частных коллекций. Но основным её ядром явилось огромное собрание картин из личной коллекции С.Н.Рериха, которое было специально отобрано и прислано им в ГМВ из Индии. Наряду с выставкой в музее прошла и самая представительная и содержательная научная рериховедческая конференция.

Святослав Николаевич лично участвовал и в открытии выставки, и в проведении конференции, и в первом заседании Комиссии по культурно-художественному наследию Н.К.Рериха, созданной при мемориальном кабинете ГМВ. Комиссию возглавил вице-президент Академии художеств СССР В.С.Кеменов, а почётным председателем стал С.Н.Рерих. Участие С.Н.Рериха в заседаниях комиссии всегда было исключительно заинтересованным и деятельным. Каждым из членов комиссии велась та или иная серьёзная исследовательская или популяризаторская работа, в том числе и в стенах ГМВ. Так, В.В.Соколовским была проделана огромная работа по составлению каталога художественного наследия Н.К.Рериха. Комиссией было предпринято немало важных шагов в деле должного освоения рериховского наследия в нашей стране.

С 1984 года для ГМВ стало традицией проводить научные конференции с участием лучших рериховедов страны, а в последние годы и иностранных участников. Так в 2004 году в конференции на тему «Вклад семьи Рерихов в мировую культуру» приняли участие учёные и лидеры рериховского движения из Германии, Австрии, Италии, Испании, Латвии, США и других стран.

С.Н.Рерих немало способствовал становлению международного статуса сформировавшегося в ГМВ рериховского центра. По его личным рекомендациям с конца 1970-х годов начались регулярные посещения Мемориального кабинета исследователями и популяризаторами рериховского наследия со всего света: из Европы, Азии и обеих Америк. В результате, хранимые нами материалы были использованы при создании многих фильмов, книг, альбомов, статей и даже при воссоздании изначального варианта балета Стравинского «Весна Священная» с либретто, декорациями и костюмами по эскизам Н.К.Рериха.

Как только С.Н.Рерих в очередной раз сам приезжал в Москву, многочисленные почитатели творчества его семьи с нетерпением ждали его выступлений в лектории ГМВ. В музее он был постоянно окружён плотной толпой посетителей, чрезвычайно ценивших возможность встречи с этим замечательным человеком.

В 1986 году при мемориальном кабинете Н.К.Рериха было создано Московское Рериховское Общество, которое явилось «первой ласточкой» официального рериховского движения в России. Его возглавил художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, который лично знал всю семью Рерихов и был преданным учеником Н.К.Рериха. Когда позднее по всей России прошла волна возникновения таких обществ, мемориальный кабинет долгое время выполнял для них роль методического центра, направляя в сторону задач, поставленных С.Н.Рерихом, а именно — широкой культурно-просветительской деятельности.

В 1987 году основной темой заседания Комиссии по наследию Н.К.Рериха стало обсуждение с С.Н.Рерихом вопроса о необходимости создания в ближайшем будущем Музея Н.К.Рериха в Москве. Было признано целесообразным создавать его на базе сектора наследия Рерихов и мемориального кабинета Н.К.Рериха и в качестве филиала ГМВ при слиянии собственной коллекции ГМВ с хранимым им собранием С.Н.Рериха, что и получило полное одобрение самого художника. Это решение было закреплено С.Н.Рерихом на последовавшей вскоре личной встрече с главой СССР, генеральным секретарём ЦК КПСС М.С.Горбачёвым.

По распоряжению последнего в Совете министров СССР было обстоятельно подготовлено правительственное постановление о создании Государственного музея Н.К.Рериха в качестве филиала ГМВ с крупным объединением общественных рериховских организаций при нём. Но в результате полного хаоса, охватившего государственную политику на заключительном этапе Перестройки, на свет появилось совсем иное, наспех сделанное постановление о создании общественной организации Советский фонд Рерихов.

Принципиально значимым для дальнейшего развития рериховского сектора в ГМВ стал визит С.Н.Рериха в музей осенью 1989 года в его последний приезд в Москву. Художник внимательно выслушал подробный рассказ о работе музея с той коллекцией картин, которую он когда-то привёз в Россию, включая маршрут передвижной выставки по городам России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского за два года, прошедшие с его прошлого посещения. В отношении своих планов по решению дальнейшей судьбы картин отца и собственных работ из своего собрания, которые с 1980 года находились на хранении в ГМВ, С.Н.Рерих подтвердил неизменность уже принятого решения оставить их в собрании музея.

С тех пор музей продолжает исследовательскую и популяризаторскую работу с творческим наследием семьи Рерихов именно в том ключе, который заложил С.Н.Рерих.

При жизни С.Н.Рериха его авторитет был мощным организующим фактором для всего рериховского движения в нашей стране и в мире. К сожалению, до своего ухода он не успел юридически распорядиться по поводу всех необходимых дел. В частности, остался открытым вопрос о дальнейшей судьбе как собрания, хранившегося в ГМВ, так и коллекций, переданных С.Н.Рерихом на временное хранение в Советский фонд Рерихов. Последним распорядителем имущества С.Н.Рериха стала его вдова и единственный наследник Девика Рани Рерих, которая в обращении на имя Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина решительно выразила свою волю о передаче всей переданной в Россию части семейного наследия в руки Российского государства. В соответствии с её требованиями было принято Постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока, для чего последнему переданы здания Усадьбы Лопухиных. Усилиями Генерального директора ГМВ В.А.Набатчикова в соответствии с волей Д.Рерих и законодательством Российской Федерации коллекция из 282 картин Николая и Святослава Рерихов из собрания С.Н.Рериха, находившаяся на хранении в музее, была переведена в Государственный музейный фонд РФ с закреплением за Государственным музеем Востока.

Однако комплекс зданий Усадьбы Лопухиных был незаконно явочным порядком захвачен общественной организацией Международный центр Рерихов так же, как и коллекции, переданные С.Н.Рерихом на хранение в уже прекративший своё существование Советский фонд Рерихов. Несмотря на целый ряд судебных решений (вплоть до постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ), Международный центр Рерихов по сей день удерживает в своих руках и здание, предназначенное для Государственного музея Рериха, и коллекции, которые ещё в 1993 году должны были быть переданы в Государственный музейный фонд РФ.

Таким образом, Государственный музей Рериха (филиал ГМВ) пока остаётся созданным только на бумаге. Но работа с наследием семьи Рерихов продолжает развиваться в доступных для музея пределах. Так, в 1994 году в ГМВ был создан отдельный научный сектор наследия Рерихов, а в 2003 году он расширен и преобразован в исследовательский отдел. Прежняя Комиссия по наследию Рерихов преобразованна в Научно-координационный совет по рериховскому наследию под председательством Р.Б.Рыбакова — директора Института востоковедения АН РФ, близкого друга и довереного лица С.Н.Рериха.

Важное значение придаётся сотрудничеству с издательствами, работающими над выпуском в свет художественного и литературного наследия Рерихов, это в первую очередь Издательский дом Агни в Самаре.

Сотрудники отдела и дирекция музея всегда рады посетителям проводимых в нём рериховских выставок, постоянной экспозиции и мемориального кабинета Н.К.Рериха и готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными организациями и деятелями рериховского движения.

Николай Константинович Рерих (1874—1947)

Художник (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писатель, поэт, философ, крупный деятель искусства, археолог, путешественник, предприниматель, общественный деятель.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. Окончил известную гимназию К.Мая. С 1893 года одновременно учится в Академии Художеств (мастерская А.И.Куинджи) и на юридическом факультете Санкт-Петербургского Университета, параллельно посещая лекции на историческом факультете.

Ещё гимназистом увлёкся охотой в окрестностях отцовского имения в Изваре (ныне Волосовский район Ленинградской области) и стал публиковать записки натуралиста в газетах и журналах. В студенческие годы начал писать охотничьи рассказы, сказки-притчи и белые стихи духовно-философского содержания.

В этот же период серьёзно увлёкся археологией и год за годом проводит раскопки курганов в Санкт-Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях. В летних археологических экспедициях записывает народный фольклор, оказавший глубокое влияние на стиль молодого писателя.

В 1897 году с отличием защищает дипломную работу в Академии (картина «Гонец» тут же приобретена П.М.Третьяковым) с поощрительной премией в виде поездки по художественным центрам Западной Европы. В 1898 году заканчивает Университет и становится заместителем главного редактора журнала Императорского Общества Поощрения Художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году пополняет художественное образование в Париже, в мастерских Пюви де Шаванна и Кормона.

В 1901 году женится на Елене Ивановне Шапошниковой и получает место секретаря Общества Поощрения Художеств.

Летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, делает одно из самых ярких из своих археологических открытий — обнаруживает сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. В 1905 году на археологическом съезде во Франции выступает с докладом по этим материалам, что вызывает сенсационный эффект.

Н.К. Рерих.
Строят ладьи.
1903.

Н.К. Рерих.
Книга Голубиная.
1923.

Н.К. Рерих.
Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого.
1903.

С 1902 года становится по-настоящему известным художником, принимая участие во всех основных выставках в России и Западной Европе, где его работы регулярно получают медали.

В 1903—1904 годах предпринимает путешествие по более чем сорока древнерусским городам. В этих поездках создаёт большую серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси, и составивших целую летопись древнерусского зодчества.

С 1905 года начинает сотрудничество со «Старинным театром» Н.Б.Дризена и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников в России.

В 1906 году избирается постоянным членом Парижского Осеннего Салона.

В том же году занимает пост директора Художественной Школы Общества Поощрения Художеств и приступает к коренной её реорганизации. За несколько лет, по оценке А.Бенуа, совершает «чудо», превратив заштатное прикладное училище в образцовое художественное учебное заведение, которое сегодня носит его имя. Сам ведёт активную преподавательскую работу.

С 1909 года принимает участие в Русских Сезонах в Париже С.П.Дягилева, где на долю художника выпадает шумный успех.

В 1910 году избирается председателем основного российского художественного объединения «Мир искусства». Летом того же года совершает ещё одно выдающееся археологическое открытие — обнаруживает остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.

Н.К. Рерих.
Священный дар.
1924.

Н.К. Рерих.
Зороастр.
1931.

Н.К. Рерих.
Цветы Тимура (Огни победы)
1931.

В 1912 году вступает в сотрудничество с И.Ф.Стравинским. Предлагает ему идею балета «Весна Священная», пишет либретто, разрабатывает эскизы декораций и костюмов. Принимает самое деятельное участие в работе множества организаций, связанных с охраной памятников архитектуры, их реставрацией, борьбой за чистоту национального языка, поощрением прикладных искусств на традиционной основе и т.д. Успешно пробует силы в качестве архитектора, приняв участие и победив в конкурсе на проект церкви для императорского имения в Скерневице (Польша). В последующие годы создаёт несколько проектов православных церквей и часовен в самых разных частях планеты. Не раз выступает в роли монументалиста, создавая церковные росписи и мозаики, светские живописные, мозаичные и майоликовые панно, пишет целый иконостас для одной из пермских церквей.

В 1914 году, потрясённый событиями Первой Мировой Войны, выступает перед правительствами воюющих сторон с инициативой заключения международного соглашения об особой охране памятников культуры человечества от уничтожения в ходе войн.
Постепенно от глубокого интереса к фольклорному и христианскому мистицизму приходит к увлечению теософией и приобретает собственный экстраординарный духовный опыт.

В 1916 году в связи с ухудшением состояния здоровья (хроническая пневмония) переезжает с женой и обоими сыновьями в Карелию, откуда, через Финский залив, имеет возможность по необходимости посещать Санкт-Петербург. Много работает как художник, пишет статьи, стихи, психологически-автобиографическую повесть «Пламя», под тяжёлым впечатлением от революционных событий — пьесу «Милосердие». Разрабатывает план преобразования Художественной Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Свободную Народную Академию Искусств. Вместе с отделением Финляндии от России, оказывается за границей. Проводит персональные выставки в столицах скандинавских стран. В 1919 году едет в Лондон, рассчитывая оттуда попасть в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е.П.Блаватской Теософское Общество.

В 1920 году, по приглашению американских деятелей искусства, отправляется в Нью-Йорк. За два с половиной года в США его передвижная персональная выставка объезжает десятки крупнейших городов. Посещает уникальный в природном и культурном отношении Юго-Западный регион США — Аризону и Нью-Мексико. Записывает множество духовно вдохновенных посланий, избранные места из которых составляют книгу «Листы Сада Мории. Зов». Она стала первым томом серии «Учение Живой Этики», или «Агни-Йога».

Н.К. Рерих.
Вечерний зов. Лахуль.
1931.

Н.К. Рерих.
Остров отдохновения.
1937.

Н.К. Рерих.
Храм. Лахуль.
1931.

В 1921 году в Берлине выпускает сборник белых стихов «Цветы Мории», ярко и глубоко отражающий целую эпопею духовных исканий человека. Формирует вокруг себя тесный круг преданных соратников, с помощью которых создаёт целый ряд организаций: Международный центр искусств «Корона Мунди» («Венец Мира»), художественный Музей Рериха, Институт Объединённых Искусств, художественное объединение «Кор Арденс» («Пламенное Сердце»). Разворачивает музейную, выставочную, издательскую и художественно-образовательную деятельность. С помощью тех же людей один за другим начинает немало предпринимательских проектов, связанных с торговлей произведениями искусства, почтовыми услугами, а в последующие годы (на Алтае и в северном Китае) производством продуктов питания, разработкой полезных ископаемых.

В 1923 году добивается от США поддержки своей идеи большой центральноазиатской экспедиции и отправляется с женой в Париж, а оттуда вместе с сыновьями следует в Индию. Посещает международный центр Теософского Общества в Адьяре (Мадрас), где основывает художественный музей имени Е.П.Блаватской. В 1924 году предпринимает научно-художественные экспедиции по Сиккиму и Бутану.

В 1925—28 годах организует и проводит беспрецедентно длительную и обширную по охвату экспедицию по Центральной Азии, включая Гималаи, Тибет, северо-западный Китай и Горный Алтай, с кратковременным посещением Москвы. По итогам экспедиции создаёт в Сиккиме Гималайский Институт Научных Исследований «Урусвати» (научное учреждение при Музее Рериха в Нью-Йорке), а вскоре приобретает имение в долине Кулу (северный Пенджаб), куда переводит и институт.

В 1929 году посещает Европу и Америку с результатами экспедиции и разработкой проекта международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случаях военных конфликтов, который называет Пактом Знамени Мира и «красным крестом культуры» и который быстро получает широчайшую международную поддержку.

С начала 1920-х годов создаёт обширную галерею художественных образов самых ярких деятелей религиозно-мистической культуры человечества.

Постоянно выступает в печати со статьями, очерками и эссе культурно- и духовно-просветительского характера. Книгу за книгой, выпускает сборники своих произведений, призванные сформировать у широкой общественности осознанную потребность в красоте и особое отношение к искусству и культуре, а также передовой науке, радикально раздвигающей горизонты познания, и духовной культуре человечества, неизмеримо обогащающей и облагораживающей жизнь.

Н.К. Рерих.
Юэн-Канг.
1937.

Н.К. Рерих.
Лао Дзе.
1937.

Н.К. Рерих.
Великая стена.
1936.

Поддерживает формирование в десятках стран основанных на его идеях культурно-просветительских обществ, которые составляют целое рериховское движение (наряду с Американским Рериховским Центром в Нью-Йорке, возникает Европейский Центр рериховских обществ в Париже).

В попытках предотвратить грядущие политические катаклизмы, ещё с середины 1920-х годов, в качестве уже одного из самых заметных культурных деятелей современности, регулярно встречается с высшими государственными деятелями ведущих стран мира (США, СССР, Япония). Однако оказывается, что идеи переустройства мира на базе духовно-культурных ценностей в первой половине XX века ещё не могут быть серьёзно восприняты политиками могучих держав.

В 1931—33 годах в рамках работы Института «Урусвати» проводит ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне США и 20 стран Латин¬ской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. Как человек, давно разделявший распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и в результате анализа реальных тенденций развития мирового политического процесса, а также внимательно относясь к собранным в Центральноазиатской экспециции пророчествам, приходит к выводу, что середина 1930-х годов с высокой степенью вероятности должна ознаменоваться постепенным разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по-возможности принять деятельное участие в этом процессе, организует через американский Сельскохозяйственный Департамент и проводит в 1935— 36 годах долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. Здесь, помимо научной экспедиционной работы, ведёт самую активную деятельность среди многочисленной дальневосточной русской эмиграции, и потому быстро становится весьма заметным культурным лидером. Это, с одной стороны, вызывает сильное недовольство федеральных властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция, что в конечном итоге приводит к подозрению в антиамериканской деятельности и полному разрыву. С другой стороны, это привлекает пристальное внимание белогвардейской контрразведки, которая быстро устанавливает факт посещения художником столицы Советской России и его теософские увлечения, из чего раздувается самый громкий скандал в прессе.

Н.К. Рерих.
Бхагаван.
1943.

Н.К. Рерих.
Вестник.
1946.

Н.К. Рерих.
Приказ Учителя.
1947.

К концу 1935 года, попав в опалу к американскому правительству, лишается поддержки министра Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша, что приводит к разрушению деятельности рериховских учреждений в США.

В 1936 году вынужден покинуть Дальний Восток, где так и не происходит ожидавшихся событий, и постоянно живёт в Кулу, где занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ (разработка фундаментальной теории культуры, этики и эстетики). Продолжает начатую в 1934—35 годах фундаментальную эпопею очерков серии «Моя жизнь». Создаёт огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», которые, по сути, являются целой антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний человеческой души, которые буквально завораживают зрителя.

В годы Великой Отечественной Войны 1941—45 годов проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии и советского Красного Креста. Постоянно выступает в печати со статьями в поддержку СССР в его войне с гитлеровским фашизмом; выступает с инициативой создания и становится почётным президентом Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА) в Нью-Йорке. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.

13 декабря 1947 года скончался в своём имении в долине Кулу, где и был торжественно кремирован. Надпись на камне, установленном на месте кремации гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

*    *    *

В итоге творческой жизни Н.К.Рерих оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение. Сегодня рериховские общественные организации работают в России, во многих странах Европы, Азии, а также в Австралии. В России действуют десятки рериховских обществ.

Пакт Рериха лёг в основу ныне действующего международного законодательства по охране культурных ценностей.

В Нью-Йорке с 1949 года и по настоящее время работает основанный Е.И.Рерих и её соратницами К.Кэмпбелл-Стиббе и З.Г.Фосдик Музей Николая Рериха.

В Государственном Музее Востока в Москве на основе коллекций, поступивших от К.Кэмпбелл-Стиббе и С.Н.Рериха, созданы Мемориальный Кабинет Н.К.Рериха, постоянная экспозиция «Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов» и научный отдел «Наследие Рерихов».

Елена Ивановна Рерих (1879—1955)

Философ, духовный подвижник, путешественник, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих (урождённая Шапошникова) родилась 31 января (12 февраля) 1879 года в Санкт-Петербурге.

В 1895—1899 годах училась в музыкальной школе при Санкт-Петербургской Консерватории.

В 1899 году встретилась и в 1901 году вступила в брак с Н.К.Рерихом. Активно включается во все дела мужа, и вчастности принимает деятельное участие в его археологических экспедициях.

В 1902 году родила старшего сына, будущего востоковеда, Юрия.

В 1903—1904 годах принимает участие в большом путешествии Н.К.Рериха по древнерусским городам, где фотографирует памятники средневекового зодчества.

В 1904 году родила младшего сына, будущего художника, Святослава.
Будучи с детства чрезвычайно мистически одарённым человеком, которого периодически посещают видения и вещие сны, самым пристальным образом углубляется в изучение произведений христианских подвижников, а затем и духовного наследия народов Востока.

В 1916 году, в связи с болезнью мужа, переезжает на жительство в Карелию.

В 1919 году едет в Лондон, где вместе с Н.К.Рерихом вступает в основанное Е.П.Блаватской Теософское Общество. Вместе со старшим сыном Юрием принимает углублённое участие в эзотерических опытах и работе мужа.

В 1920 году переезжает в Нью-Йорк, где деятельно поддерживает Н.К.Рериха в его работе по созданию ряда культурнопросветительских организаций и формированию вокруг него тесного эзотерического кружка духовно близких и преданных его идеям людей. Сама переживает в высшей степени интенсивный подъём внутренней духовно-мистической жизни.

В 1923 году вместе с мужем и старшим сыном плывёт в Индию. Принимает у мужа «эстафету» записи духовных посланий и наставлений свыше, которые меняют свой обобщённый духовно-поэтический характер на более содержательный и дидактически прикладной.
Ведёт постоянный «дневник» этих записей, из которых начинает один за другим начинает составлять сборники избранных фрагментов, которые за два десятилетия составили серию книг Учения Агни-Йоги, или Живой Этики. Вместе с тем, постепенно проходит через непосредственый опыт практического освоения получаемого Учения, который выразился в длительном и сложном психо-физическом преображении организма, который сама называет «огненным опытом».

В 1925—1928 годах принимает участие в большой Центральноазиатской Экспедиции Н.К.Рериха. Пишет книгу «Основы буддизма», которая становится первым изданием первой монгольской типографии в Урге (Улан-Батор), а в последствии была признана крупнейшим буддийским объединением в Индии «Маха-Бодхи» лучшим кратким популярным введением в учение Гаутамы Будды.

С 1928 года живёт в приобретённом Н.К.Рерихом в высокогорной гималайской долине Кулу имении. Год за годом составляет книги серии «Агни-Йога», которые публикуются в Париже, а затем в Риге. Ведёт обширнейшую переписку с руководителями рериховских обществ и появившимися по всему миру последователями Учения Живой Этики. К 1940 году даёт согласие на выпуск в свет двух томов избранных мест из этих писем, старательно подобранных её учениками. Переводит на русский язык и в 1940 году публикует в Риге основное фундаментальное двухтомное сочинение Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина».

Обложка книги «Основы буддизма».
1926 г.

Обложка книги «Община».
1926 г.

В 1947 году, после смерти Н.К.Рериха, безуспешно пытается вместе со старшим сыном Ю.Н.Рерихом вернуться на Родину. Поселяется в Калимпонге (северная Индия).

Обложка книги «АУМ».
1936 г.

Обложка книги «Агни Йога».
1929 г.

Способствует открытию в 1949 году Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, становится его почётным президентом и осуществляет постоянное руководство его деятельностью. Переходит в предельно углублённую и интенсивную фазу психо-духовной и психо-физической жизни, которую сама называет «космическим сотрудничеством» и затрудняется описать вербально.

5 октября 1955 года уходит из жизни. Вскоре на месте кремации её тела была построена буддийская ступа, вокруг которой в последствии вырос монастырь.

*    *    *

Е.И.Рерих оставила богатейшее духовное наследие, которое, в сочетании с наследием Н.К.Рериха, породило весьма широкое духовно-культурное движение, ныне распространённое по всему миру.

Юрий Николаевич Рерих (1902—1960)

Учёный, востоковед, лингвист, исследователь Центральной Азии.

Рождение Юрия Николаевича Рериха связано с необычными обстоятельствами. Оно случилось вдали от Санкт-Петербурга, где проживали его родители: отец -художник Н.К-Рерих и мать — Е.И.Рерих, а именно — в местечке Окуловка Новгородской губернии. Это событие произошло 16 августа 1902 г., во время научно-художественной экспедиции. Н.К.Рерих писал картины и занимался археологическими раскопками, а его жена делала фотофиксацию объектов.

С детских лет Ю.Р. унаследовал от отца художественный талант. На своих первых рисунках он изображал воинские баталии, средневековых рыцарей, старинные крепости. Большая серия графических рисунков называлась «В замке» (1916). Одновременно он обращается к восточной теме, иллюстрирует сюжеты из сказок «Тысяча и одна ночь». В юности приходит интерес к истории и языкам. Несмотря на склонность к живописи, Ю.Р. делает выбор в пользу ориенталистики. В Финляндии, где семья Рерих обосновалась на время в связи с революционными событиями в России, юноша начинает изучать историю восточной литературы, самостоятельно составляет конспекты, озаглавленные «Записки по востоковедению» (1918). Берёт уроки монгольского языка у проживавшего по соседству известного русского монголиста АД.Руднева.

По приезде семьи на жительство в Лондон Ю.Р. поступает учиться в Школу восточных языков при Лондонском университете. В 1919-20 учебном г. он оканчивает курс на индоиранском отделении у знаменитого востоковеда Денисона Росса. Подражая родителям, которые принимают активное участие в деятельности Русско-Британского Братства, оказывавшего поддержку русским беженцам, Ю.Р. также включается в общественную жизнь. Он выступает инициатором образования «Русского Кружка Молодёжи в Лондоне». Задачей этой организации является содействие общению русской молодёжи в эмиграции. На заседаниях кружка проводились лекции и беседы на научные и художественные темы. Среди докладчиков числятся такие видные деятели, как Н.К.Рерих, П.Н.Милюков и др. Первый в жизни публичный доклад сделал и сам Ю.Р, он назывался «Истоки русского искусства».

Со второго курса Ю.Р. переводится в Гарвардский университет (США) и оканчивает его со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. Занятия в Гарварде определили профессиональную стезю молодого человека, обучавшегося у прославленного индолога Чарльза Ланмана. Поскольку проф. Ланман специализировался на ведийской и буддийской литературе, Ю.Р. тоже берётся за переводы древнеиндийских текстов. Он осуществляет перевод на русский язык «Иша», «Катха» и «Чхандогья» Упанишады, а также «Гирлянду джатак», сочинение по мотивам сказаний о прежних рождениях Будды. Помимо языковых занятий, Ю.Р. увлечён историей кочевников и скифского искусства. В Гарварде слушает лекции у русского эмигранта проф. Михаила Ростовцева о «Средне-Азиатских влияниях на искусство юга России». В научном плане формируется устойчивый, серьёзный интерес к проблеме тохарских племён, обитавших, начиная с VI-III вв. до н.э., в памиро-гибетском регионе.

В 1922 г. Ю.Р. уезжает во Францию для написания докторской диссертации в Парижском университете. Диссертация Ю.Р. посвящена тохарам. Обучение в Сорбонне позволяет приобрести широкий научный кругозор. Молодой учёный публикует серию статей в парижском журнале «La Vie des Peuples» (1922-1923), и вскоре избирается в члены Лингвистического общества. Апофеозом научной работы во Франции становится статья «Расцвет ориентализма» (1923), в которой сформулирована идея создания «Общей истории Востока».

Обложка книги Ю.Н.Рериха
«Тибетская живопись».

Обложка книги Ю.Н.Рериха
«По тропам Срединной Азии»
на французском языке.

Обложка журнала «Урусвати».

Осенью 1923 г. Ю.Р. вместе с родителями отправляется в Индию, откуда предполагается начать большое путешествие в глубины Азии. Более года семья Рерих прожила в Дарджилинге, на границе с Тибетом. Оттуда совершаются краткие поездки по монастырям для изучения буддийской культуры. Ю.Р. получает практические навыки в изучении языков. Вскоре выпускает свой первый научный труд «Тибетская живопись» (1925), который становится новаторским в области изучения европейцами буддийской иконографии.

В 1925 г. из Кашмира стартует первая Центральноазиатская экспедиция акад. Н.К.Рериха, проложившая маршрут сначала через Малый Тибет, Китайский Туркестан, затем — через Монголию, Тибет и Трансгималаи. Ю.Р. входит в состав экспедиционного отряда как заведующий охраной. Путешествие длилось почти три года. Результаты экспедиции превзошли ожидания. Ю.Р. становится признанным учёным благодаря появлению в свет его книг на английском, французском и русском языках - экспедиционного дневника «По тропам Срединной Азии» (1931) и монографии «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930). Последняя работа явилась продолжением исследований проф. Ростовцева о «зверином стиле» в Китае и Монголии.

Другим важным результатом экспедиции стало учреждение Института гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу. Деятельность института «Урусвати» (1928-1942) была направлена на изучение флоры и фауны региона Гималаев. Главной задачей выдвигалось проведение ботанических и орнитологических экспедиций в Малый Тибет (1931-1932) и сбор лингвистического и этнографического материала в долинах Лахула и Спити.

Дальнейшая деятельность Ю.Р. как учёного проходит в рамках института «Урусвати». Учредителями института, официально существовавшего при Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке, на Ю.Р. возлагается должность директора. Наибольшую активность институт развивает в начале 1930-х годов. В это время Ю.Р. пишет ряд научных статей, посвящённых кочевым племенам, народам и культурам Центральной Азии — «Аланские дружины в Монгольскую эпоху», «Голоки и их этнический характер» и др., работает над «Тибетско-русско-английским словарём с санскритскими параллелями».

Институт организовал выпуск своего собственного журнала «Урусвати», главным редактором которого выступил Ю.Р. В этом журнале публиковались подробные годовые отчёты о работе института (1931-1933), составленные его директором. Ценность отчётов состоит в том, что они освещают текущую работу научного учреждения, дают подробную характеристику локальных экспедиций, положивших начало практическому изучению Пригималайского региона западными учёными, показаны связи института с крупными университетами, библиотеками, музеями Индии, Европы и Америки.

В середине 1930-х гг. Ю.Р. отправляется на Дальний Восток в составе Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха, направленной Департаментом сельского хозяйства США для сбора семян засухоустойчивых злаков и трав. На него ложится ответственная организационная работа заместителя руководителя экспедиции. Будучи специалистом по тибетской фармакопее, Ю.Р. посещает несколько буддийских монастырей в Северной Маньчжурии и Внутренней Монголии, переписывает от руки священные тексты, среди которых особо отмечен медицинский трактат «Materia Medica». В тибетском манускрипте содержались древние рецепты травяных сборов. В ходе экспедиции был составлен «Китайско-латинско-японский словарь медицинских растений, произрастающих в Маньчжурии».

В 1940-е и в первой половине 1950-х гг. — период относительного затишья в деятельности рериховских научных и культурных учреждений, Ю.Р. сосредотачивается на научной работе. В это время в полной мере раскрывается весь его творческий потенциал. Он занят подготовкой классического труда по истории буддизма в Тибете «Синяя летопись». Этот труд на английском языке опубликовало Азиатское общество в Калькутте (1949). Перевод на русский язык увидел свет в год столетнего юбилея учёного. Кроме того, в Индии выходят исследования: «К изучению Калачакры», «Индология в России», «Диалекты Лахула».

В 1957 г. Ю.Р. вернулся из Индии на родину, фактически из длительной эмиграции. Он занял должность руководителя сектором философии и истории религии Индии в Институте востоковедения АН СССР в Москве. Специфический характер востоковедческой работы в Советском Союзе представлял огромную трудность для учёного с мировым именем. Тем не менее, Ю.Р. включается в научную и общественную жизнь. Продолжает активно заниматься научными исследованиями, читает лекции, ведёт преподавание восточных языков студентам и аспирантам, рецензирует многочисленные труды, в частности, выступил в качестве научного редактора нескольких томов древнеиндийского эпоса «Махабхарата» (перевод Б.Л.Смирнова) и буддийского канона «Дхаммапада» (перевод В.Н.Топорова).

Ю.Р. скоропостижно скончался в Москве 21 мая 1960 г. Три года работы в Институте востоковедения оказались плодотворными. Ю.Р. внёс огромный вклад в воссоздание тибетологической школы, уничтоженной в период сталинских репрессий. Им подготовлена к печати монография «Тибетский язык» (1961), завершён не имеющий аналогов труд «История Центральной Азии», в котором нашли отражение мысли учёного, высказанные ещё на заре его научной карьеры в статье «Расцвет ориентализма».

Возвращение Ю.Р. на родину определённо связано с завершением им миссии отца Н.К.Рериха. В СССР были привезены сотни картин русского художника, пополнившие собрания Русского музея и Новосибирской картинной галереи. Художественные выставки в Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и др. городах Советского Союза, устроенные при непосредственном участии Ю.Р, вызвали волну интереса к творчеству Н.К.Рериха и обогатили русскую культуру.

Святослав Николаевич Рерих (1904—1993)

Художник, деятель культуры, коллекционер восточного искусства, общественный деятель.

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 г. в Санкт-Петербурге. Следуя семейной традиции, с 1914 по 1916 гг. учится в гимназии К. Мая. Первые уроки рисования получает у отца — Н.К. Рериха. С детства увлекается биологией, начинает собирать ботанические коллекции. В Финляндии, куда Рерихи переехали в декабре 1916г., много работает на натуре, пишет пейзажи, увлекается восточной философией. С осени 1919 г., по приезде семьи в Англию, помогает отцу в исполнении эскизов костюмов для постановки русских опер («Снегурочка», «Князь Игорь») в Лондонском Ковент Гардене. Готовится к поступлению в Лондонский университет, проходит специальный курс архитектуры.

В 1920 г. переезжает с родителями в США. Экстерном сдаёт экзамены за два учебных курса архитектурного отделения Колумбийского университета, получает степень бакалавра. В 1921 г. поступает в архитектурную школу при Гарвардском университете, одновременно занимается лепкой на курсах при скульптурном отделении Массачусетского технологического института. Углублённо изучает историю западноевропейского искусства, постигает мастерство художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, изучает технические приёмы — Эль Греко, Матисса, Гогена.

В 18 лет С.Р. пробует себя в постановке балета. В соавторстве с сокурсниками по Гарвардскому университету он ставит балет модернистского типа на тему борьбы добра и зла под названием «Свет и тьма». С середины 1922 г. включается в работу над созданием эскизов сценических костюмов, одновременно создаёт серию портретов, которые выставляются на выставке русских художников в США. Его моделями становятся известные американские танцовщицы Р. Пейдж, А. Витак. В 1923 г. на выставке зарубежного искусства в Нью-Йорке представляет серию иллюстраций к восточным сказкам.

С.Н. Рерих.
Карма Дордже.
1974.

С.Н. Рерих.
Портрет Н.К. Рериха.
1928.

С.Н. Рерих.
Пандит Джавахарлал Неру.
1942.

С ноября 1923 по сентябрь 1924 г. С.Р. совершил путешествие в Индию, посетил Восточные Гималаи, приграничные государства — Непал и Бутан. Начал собирать коллекцию восточного искусства. Написал большую серию картин - более ста портретов местных типажей — паломников, пилигримов, живущих в труднодоступных районах Тибета. Во время путешествия заинтересовался местным фольклором, особенный интерес проявил к тибетской музыке и драме. После возвращения в США в течение 1924-1927 гг. представлял эти работы в ведущих галереях страны.

В 1928 г. С.Р. едет в Дарджилинг, где присоединяется к семье, возвратившейся из Центральноазиатской экспедиции. В творческом плане в основном занят написанием портретов. С 1929 г. становится вице-президентом музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Руководит выставочной деятельностью Международного центра искусств «Корона Мунди» («Венец мира»). В Нью-Йоркском музее на выставке, посвящённой 55-летию Н.К.Рериха, представляет свои лучшие работы.

Закончив обучение в Америке, С.Р. окончательно переезжает в Индию, поселяется в имении Кулу. Включается в деятельность основанного в 1928 г. Н.К. Рерихом Института гималайских исследований «Урусвати». Руководит отделением фармакопеи, флоры и фауны. Занимается изучением свойств местных растений, изучает тибетскую медицину. Позднее, в 1932-1935 гг. организовывает экспедиции в близлежащие тибетские нагорья для сбора семян целебных растений, занимается их рассылкой, налаживает переписку с виднейшими учёными из разных стран мира.

С.Н. Рерих.
Девика Рани Рерих.
1946.

С.Н. Рерих.
Моя страна прекрасна.
1974.

С.Н. Рерих.
Кэтрин Кемпбелл.
1950.

В этот период С.Р. активно занимается живописью, работает в разных жанрах изобразительного искусства. Постоянно путешествуя, открывает для себя новые местности Индии, воспроизводит в своих полотнах наиболее яркие сюжеты. Посещает индийские княжества, пишет портреты раджей. В 1933-1937 гг. создаёт серию портретов отца — Н.К.Рериха, пишет удивительный по красоте и утончённости поясной портрет матери — Е.И.Рерих. Эти и другие его работы выставляются в Америке и Европе, некоторые из них приобретают крупные музейные собрания. Художник организовывает показ своих новых картин в ряде индийских городов.

С середины 1930-х гг. в творчестве художника звучат библейские мотивы («Борьба Иакова с Ангелом»), появляются работы с сюжетами из Нового Завета («Как в старые времена», «Добрый самаритянин»).

В 1940 г. в США проходит его персональная выставка, одновременно организована крупная экспозиция в Индии. Государственный музей Индии Шри Читралайям вместе с другими картинами С.Р. приобрёл портрет Н.К.Рериха. В 1941 г. художник включается в работу по оказанию помощи фонду Красного Креста в СССР. Выступает с лекциями по искусству по всеиндийскому радио. В эти годы основные темы его работ — героизм, радость подвига, тема освобождения (триптих «Распятое человечество»). Как и у Н.К.Рериха, в картинах С.Р. этого периода звучит тема всадников-вестников, символизирующих весть победы.

С.Н. Рерих.
Триптих. Освобождение.
1939-1942.

С.Н. Рерих.
Триптих. Распятое человечество.
1939-1942.

С.Н. Рерих.
Триптих. Куда идѐшь, человечество?
1939-1942.

В 1942 г., во время пребывания в Кулу Д.Неру, С.Р. пишет его портреты (позднее, в 1965, специально по заказу правительства Индии, создаёт один из лучших портретов Д.Неру для центрального зала парламента). В 1944 г. знакомится со звездой индийского кино, выдающейся киноактрисой, внучатой племянницей Р.Тагора — Девикой Рани и в 1945-м вступает с ней в брак. После смерти отца, в 1947 г., переезжает на юг Индии в Бангалор. Приобретает большой участок земли и имение Татгуни. Занимается разведением эфироносных культур, налаживает контакты с европейскими парфюмерными компаниями Европы —- экспортирует эфирные масла во Францию, Швейцарию, Америку.

С.Н. Рерих.
Дамодар Кунд.
1943.

С.Н. Рерих.
Линалое.
1970.

С.Н. Рерих.
Лахул.Карданг.
1974.

После смерти матери в 1955 г. и возвращения брата Юрия на родину в 1957 г. С.Р. продолжает осуществлять культурную и просветительскую миссию семьи Рерихов за рубежом, большей частью в Индии. В 1960 г. в залах Всеиндийского общества искусств в Дели проходит большая выставка его картин. Посетивший выставку К.Е.Ворошилов приглашает его приехать в Советский Союз.
В мае 1960 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открывается выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, позднее переместившаяся в Ленинград. В Москве, во время пребывания С.Р, скоропостижно уходит из жизни его старший брат Ю.Рерих — профессор Института востоковедения АН СССР. Памяти брата С.Р. посвящает работу «Пиета» (евангельская тема оплакивания Христа).
В 1960-е гг. С.Р. много времени проводит в Наггаре, занимается изучением древней культуры долины Кулу и прилегающих к ней местностей. Пишет монографию: «Искусство долины Кулу» (1967). Его творчество в этот период особенно насыщается светозарностью, смелостью цветовых сочетаний. Воспеваемая художником неповторимая красота Индии приобретает всё более совершенное звучание благодаря сопоставлению цветовых контрастов, яркой экспрессии, смелому сочетанию красочных форм. В своих картинах он часто обращается к теме вечности, цикличности жизни, теме смены поколений («Вечная жизнь», «Мои соседи», «Эти краски никогда не должны поблекнуть», «Весна»). Особое значение в творчестве приобретает тема единства всех существующих на земле форм, взаимосвязи человека с природой («Молчание», «Весна», цикл работ «Священная флейта», «Женщина из племени Гадди» и др.). Благодаря особому накалу работы светятся, пульсируют, в них присутствует живая мощь, которая завораживает, поднимает мысль в сферы постижения Высшего мира.

В 1974 г. по приглашению Академии художеств СССР С.Р. посещает Москву, в связи со 100-летием со дня рождения Н.К.Рериха и своим 70-летием. Привозит на родину 282 картины (122 работы Н.К.Рериха) для экспонирования по стране. В течение 1974-1976 гг. выставка с грандиозным успехом проходит в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Улан-Удэ, Кемерово, Минске, Риге, Вильнюсе и других городах. Впервые в Академии художеств проходит первая научная конференция, посвящённая творчеству семьи Рерих. С.Р. присутствует на встречах, отвечает на вопросы, связанные с художественным и философским наследием семьи.

В декабре 1974 г. С.Р. совершает поездку в Швейцарию для проведения переговоров с президентом Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха Кетрин Кэмпбелл-Стиббе о передаче в СССР принадлежащих ей картин русской архитектурной серии. В итоге К.Кэмпбелл передаёт в дар Государственному музею Востока около 100 картин Н.К. и С.Н.Рерихов, коллекцию произведений искусства Востока из собрания семьи Рерих, некоторые личные вещи, архив и библиотеку раритетных изданий. На основе этого щедрого дара в нашей стране была открыта первая постоянная экспозиция творчества Рерихов, создан Мемориальный кабинет Н.К.Рериха.

В 1976 г. за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и Советским Союзом С.Р. удостоен Международной премии имени Д.Неру. В 1978 г. выставка картин Н.К. и С.Р.Рерихов в течение всего года экспонируется по городам Болгарии и вновь возвращается в Москву. С.Р. избирается почётным членом Академии художеств в Болгарии. В 1978-1984 гг. передвижная выставка картин Рерихов продолжает работу в городах Советского Союза, её видят тысячи Посетителей. Соприкосновение с художественным творчеством Рерихов, а также личные встречи с С.Р. в буквальном смысле преобразовывают сознание людей, заставляют многих по-новому смотреть на жизнь, оценивать её с позиций нравственно-этических принципов. В начале 1990-х гг. начинают создаваться рериховские общества, с каждым годом увеличивается число почитателей творческого наследия Рерихов.

С.Н. Рерих.
Рошни.
1971.

С.Н. Рерих.
Лакшми.
1974.

С.Н. Рерих.
Джайя.
1976.

В 1978 г. С.Р. избирается почётным членом Академии художеств СССР. В 1981 г. приезжает по приглашению Министерства культуры СССР, посещает Мемориальный кабинет Н.К.Рериха. Становится почётным председателем Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерих, созданной при музее Востока.

С конца 1970-х — начала 1980-х гг. при участии С.Р. в Бангалоре начинается строительство художественного центра искусств «Карнатака Читракала Паришад». В течение нескольких лет С.Р. сам непосредственно руководит строительным процессом, как архитектор создаёт план здания. Оказывает поддержку школе им.Ауробиндо Гхоша, в которой впоследствии обучаются тысячи детей (от двух до пятнадцати лет).

В 1984 г., в связи с празднованием 110-летия со дня рождения Н.К.Рериха и своим 80-летием, принимает участие в проведении юбилейных мероприятий в Москве. 23 октября торжественно открылась крупная выставка произведений Н.К. и С.Н.Рерихов в Государственном музее искусства народов Востока. С.Р. проводит встречу с многотысячной аудиторией в зале центрального лектория Политехнического музея. В том же году он был награждён орденом Дружбы народов.

В 1987 г. С.Р. снова приезжает в Москву. Встречается с президентом Советского Союза М.С.Горбачёвым, который поддерживает идею о создании государственного музея Н.К.Рериха в России. В 1988-1990-х гг. при содействии С.Р. учреждаются культурные организации — «Мир через культуру», «Советский фонд Рерихов».

В 1989 г. последний раз посетил музей Востока. Во время беседы в Мемориальном кабинете Н.К.Рериха С.Р. изъявляет волю передать выставку из 282 картин на постоянное хранение Государственному музею Востока.

30 января 1993 г. ушёл из жизни в Бангалоре. Похоронен в своём имении в Татгуни.

Залы постоянной экспозиции
«Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов»

Залы постоянной экспозиции
«Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов»

Залы постоянной экспозиции
«Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов»

 

В постоянной экспозиции Творчество Н.К. и С.Н. Рерихов и Мемориального кабинета Н.К. Рериха представлено свыше сотни
произведений живописи и графики Н.К. и С.Н. Рерихов и около двухсот предметов декоративно-прикладного искусства.