О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Искусство
Юго-Восточной
Азии

Страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Индонезия) образуют единый историко-культурный регион, сложившийся еще в период древности. Начиная с первых веков н.э. здесь начали создаваться государства, где получили распространение религиозно-философские системы буддизма и индуизма. Вместе с тем местные верования – анимизм, тотемизм, культ предков – продолжали оказывать большое влияние на сложение культурных традиций и национальных особенностей в искусстве разных народов. Экспозиция Юго-Восточной Азии состоит из шести разделов, посвященных культуре таких крупных стран, как Вьетнам, Индонезия, Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос и Камбоджа.

Алтарь духа предка.
Вьетнам. Начало XIX в.
Дерево, резьба, лак, позолота.

Домашний алтарь в виде резного деревянного шкафчика устанавливался в священной части вьетнамского дома и был предназначен для ритуалов, связанных с культом предков. За раздвижными створками находится глубокая ниша, куда по традиции помещали табличку с именем предка, чаши для подношений и курильницу. Алтарь богато украшен позолоченным резным орнаментом, включающим фигуры мифических животных - драконов и фениксов, наиболее характерных мотивов вьетнамской орнаментики.

Блюдо с изображением Ле Лоя и Золотой черепахи.
Вьетнам. 1970-е гг.
Дерево, лак, инкрустация перламутром.

Образец современного лакового искусства - инкрустированное перламутром блюдо, сделанное из цельного поперечного спила дерева. На нем изображен легендарный полководец Ле Лой, возвращающий волшебный меч Золотой черепахе, с помощью которого он сумел освободить страну от китайских захватчиков. Это событие произошло в центре столицы Вьетнама Ханое, на озере, получившем впоследствии название "Озеро Возвращенного меча".

Скульптура льва-синга.
Индонезия, о. Бали. XIX в.
Дерево, резьба, роспись.

Художественная резьба по дереву составляет славу острова Бали. Традиционная полихромная скульптура включает обширный круг образов от индуистских божеств до анимистических персонажей. Типичным представителем охранителей священных мест выступает мифический лев-синга с оскаленной пастью и большими раскрытыми крыльями. Яркая раскраска, свойственная подобным культовым произведениям, усиливает экспрессивно-устрашающий характер их облика. По представлениям балийцев, именно такие демонические черты охранителей должны отпугивать злых духов.

Вьетнам

Хронологические рамки памятников Вьетнама, находящихся в экспозиции, охватывают период с XI по XX в. К правлению династий Ли и Чан (11–15 вв.) относятся керамические сосуды, выполненные в технике подглазурной росписи кобальтом и минеральными красками. В средневековую эпоху высокого расцвета достигает культовая скульптура, представление о которой дают образцы 17–19 вв.: изображение Будды-младенца, Будды в Паринирване, бодхисаттвы милосердия Куан ам, данной в двух ипостасях – в образе монахини и двенадцатирукого божества и др. Деревянные скульптуры покрыты лаком, позолочены и раскрашены. Традицию резьбы по дереву демонстрируют также домашний алтарь для духа-предка в виде резного позолоченного шкафчика, храмовое кресло и штандарты с благопожелательными изображениями. К изделиям декоративно-прикладного искусства конца 19 – начала 20 в. относятся принадлежности кабинета ученого: створки настольной ширмы, украшенной росписью и накладками из кости, настольный экран из мрамора с фигурой фантастического льва, серебряная курильница и деревянный кальян с инкрустацией перламутром. В 20 в. во Вьетнаме получает широкое развитие лаковое искусство. В экспозиции можно увидеть большое черно-лаковое блюдо 1980-х гг., сделанное из цельного среза дерева, с перламутровой инкрустацией на сюжет средневековой легенды о полководце Ле Лое. Работа знаменитого художника Нгуен Фан Тяня "Игры детей" (1961) дает представление о вьетнамской живописи на шелке.

Чаша.
Вьетнам. XI-XII вв.
Керамика, глазурь, гравировка.

Типичный образец керамики типа гом мен нга (глазурь цвета слоновой кости), производившейся в основных центрах керамического производства Тханглонге (современном Ханое) и провинции Тханьхоа, - сосуд для хранения продуктов. Он украшен крупным растительным орнаментом, выполненным в эскизной манере и свободно расположенным на глазурованной поверхности. Характерной особенностью ранневьетнамских изделий является лепной венчик в виде лепестков лотоса, проходящий по оплечью сосуда.

Скульптура Куан ам в горах.
Вьетнам. XVIII в.
Дерево, резьба, лак, позолота.

Богиня Куан ам, бодхисаттва милосердия, - один из наиболее почитаемых буддийских персонажей во Вьетнаме. Ее изображают в различных ипостасях, чаще всего в виде многорукого божества или сидящей монахини. Данная скульптура представляет иконографический тип Куан ам в горах. По легенде, она была любимой дочерью одного из правителей династии Хунгов. Узнав о решении отца выдать ее замуж, Куан ам бежала в горный монастырь и стала монахиней. За добродетельность, стойкость в жизненных испытаниях и благие деяния позже она была причислена к лику святых. Обычно ее изображают с различными магическими атрибутами, как, например, в данном случае с тыквой-горлянкой, в которой она хранила волшебное лекарственное снадобье.

Скульптура Будды-младенца.
Вьетнам. Конец XIX в.
Дерево, резьба, лак, позолота.

В культовой пластике Вьетнама существует особый тип изображения Будды, который в других странах Юго-Восточной Азии практически не встречается. Это стоящий ребенок с непропорционально большой головой, без волос и ушниши (выпуклости на темени) и с пухлым телом, прикрытым лишь набедренной повязкой с облачным узором. Поднятой левой рукой он указывает на небо, а опущенной правой - на землю. Данная иконография связана с легендой о рождении Будды, когда он, сделав первые семь шагов, возвестил о том, что его учение будет господствовать на земле и на небе.

Индонезия

Раздел Индонезии знакомит с основными видами традиционного искусства страны. Важную роль здесь играет холодное оружие, прежде всего кинжалы крисы, выполняющие как боевую, так и ритуально-магическую функции. В экспозиции находятся крисы 17–19 вв. с островов Ява, Бали, Суматра. Их прямые и волнообразные клинки украшают сложные узоры памор, а деревянные и костяные рукояти – фигуры предков, индуистских божеств и демонов. Ценным экспонатом является живописное панно 19 в., выполненное по мотивам известного индуистского мифа о пахтании Мирового океана. Искусство батика, которым прославились мастерицы Явы, образно называют "рисованием узоров на сердце". На экспонируемых батиках 19–20 вв. запечатлены классические орнаменты паранг, тамбал, кавунг и другие, имеющие символическое значение. Куклы теневого театра ваянг пурво, вырезанные из кожи и раскрашенные, показаны на фоне белого экрана с подсветкой и представляют персонажей "Рамаяны" и "Махабхараты". Среди деревянных марионеток театра ваянг голек наиболее выразительны мифический змей Антабога (19 в.) и шут Семар. Представлены также маски ваянг топенг – еще одного популярного в Индонезии вида театрального искусства. На резных створках уникальной балийской ширмы сер. 20 в. запечатлена битва благородных героев Пандавов со злобными Кауравами из эпоса "Махабхарата". Традиционную балийскую резьбу по дереву демонстрируют расписанные яркими красками скульптуры льва синга 19 в., индуистских богов, щелевой барабан, а также маска ведьмы Рангды 20 в. Оригинальность форм и высокое мастерство исполнения отличают современную неокрашенную пластику. Языческие верования народов Малайского архипелага отражают различные предметы 19–20 вв.: фигуры предков и духов-охранителей с Суматры, Бали, Новой Гвинеи, календарь, гадательная книга и рог для снадобий батакских жрецов, меч ниасского воина, а также сумбанская мужская накидка хингги с изображением крокодилов, выполненная в технике иката.

Кинжал-крис.
Индонезия, о. Бали.
Клинок - XIX в., рукоять и ножны - середина. XX в.
Сталь, дерево, ковка, резьба, вставки цветного стекла.

Крис представляет национальное холодное оружие жителей Малайского архипелага. В Индонезии каждый мужчина имеет свой крис, а иногда и несколько, которые помимо своего прямого назначения указывают на статус и материальное положение владельца, считаются его магической защитой. Клинки кинжалов ассоциируются с мифической змеей нагой в состоянии покоя или движения (прямой или волнообразный клинок). В результате сложного процесса ковки и протравки на клинке появляется памор - узоры разнообразных очертаний, наделяемые символическим значением. Рукоять данного криса вырезана балийским мастером из дерева в виде фигуры Ганеши - почитаемого индуистского божества, дарующего удачу, счастье и благополучие.

Каин панджанг - ткань для несшитой юбки.
Индонезия, Центральная Ява. XIX в.
Хлопок, двусторонний батик тулис (ручная резервация воском).

Индонезийские батики - уникальное явление в мировом художественном текстиле, так как именно местные мастерицы достигли в сложной технике восковой резервации высочайшего совершенства. Цветовая гамма традиционных тканей Центральной Явы образована темно-коричневыми и синими тонами с вкраплениями белого. Разнообразные орнаменты, число которых достигает нескольких тысяч, имеют благопожелательное значение. Так, украшающие данную ткань стилизованные перья птицы и маленькие храмы-чанди олицетворяют божественную защиту, белые холмики - гору Меру, центр Вселенной, а заполняющие фон растительные мотивы - плодородие и процветание. Каин панджанг использовали как мужскую или женскую одежду, драпируемую на теле наподобие юбки.

Равана (Дасамука) - кукла театра ваянг пурво.
Индонезия, Центральная Ява.
Середина XX в. Кожа, рог, резьба, роспись клеевыми красками.

Кукла является персонажем теневого театра ваянг пурво, восходящего своими истоками к 10 в. В его основе лежит культ предков с анимистическими ритуалами, во время которых жрец вызывал духов предков, олицетворяемых как самими куклами, так и их тенями. Данная кукла представляет одного из главных героев эпоса "Рамаяна" - предводителя демонов Равану. В стилизации облика демона заметны гротеск и пародия (выпученные глаза, большой нос, безобразное тело), в отличие от кукол благородных персонажей, отличающихся изысканными вытянутыми силуэтами и тонкой орнаментальной разработкой.

Индонезия, батик, 20 век.

Индонезия, батик, 20 век.

Мьянма

В разделе Мьянмы период древности показан погребальной урной 2 в. н.э. из Пейтаноу, столичного города народа пью, жившего в 1–9 вв. в долине реки Иравади. Расцвет раннесредневековой культуры происходит в эпоху Паганского королевства (1044–1267). Экспонируемые терракотовые таблички с изображением в будд, бодхисаттв и мифических существ – типичные для этого времени вотивные предметы. Мраморная голова ученика Будды 13–14 вв., на которой сохранились остатки росписи и позолоты, является фрагментом алтарной композиции. Традиционное искусство резьбы по дереву демонстрируют произведения 19 в.: две алтарные скульптуры Будды, сидящего в позе лотоса (падмасана) с жестом "касания земли" (бхумиспаршамудра), означающим победу Будды над демоном Марой и достижение им Просветления, а также фрагменты архитектурного декора из Мандалая и Сагаина, выполненные в виде духа ната, змееобразного дракона ная, мифического существа кейнаи (получеловека-полуптицы), и четырехстворчатая ширма. Экспонируемые изделия из лака дают представление об оригинальных техниках лакового искусства Мьянмы. Голова Будды 18 в. имеет основу из ткани, пропитанной лаком, а фигурка монаха-пхоунчжи середины 20 в. вылеплена из лаковой массы и позолочена. Лаковое панно "Рождение Будды" (1970-е гг.) украшено полихромной гравировкой, а панно по мотивам средневековых росписей и столик – сусальным золотом в технике швезава ("золотой листок"). Из произведений торевтики выделяется серебряный сосуд 19 в., целиком покрытый чеканными горельефными композициями на темы буддийских легенд. О мастерстве оружейников можно судить по образцу парадного меча дахей начала 20 в.

Столешница с изображением символов планет.
Мьянма. 1970-е гг. Дерево, лак, техника "золотого листка". Дм. 30,5 см.

В интерьерах мьянманских домов 20 в. популярностью пользовались низкие лаковые столики с ножками в виде змей-нагов и круглой столешницей. Нередко они украшались в сложной технике швезава (золотой листок) с нанесением рисунка водорастворимой краской, оклеиванием поверхности сусальным золотом и промывкой изделия водой. На данной столешнице дана круговая композиция из цветочных розеток и животных – символов планет и восьми дней недели (согласно мьянманской астрологии, восьмой день вставлялся между средой и четвергом). Цепочка символических соответствий выглядит так: птица галоун (гаруда) – Солнце, воскресенье; тигр – Луна, понедельник; лев чинтэ – Марс, вторник; слон – Меркурий, среда до заката солнца; слон без бивней – мифическая планета Раху, от заката солнца в среду до восхода солнца в четверг; крыса – Юпитер, четверг от восхода солнца; морская свинка – Венера, пятница; дракон нага – Сатурн, суббота.

Весовые гирьки.
Мьянма. 19 в. Металл, литье, гравировка. В. 2,2–10,5 см.

Отлитые в технике "исчезающего воска" наборы весовых гирь представляют искусство обработки металла, известное в Мьянме с древности. По традиции мера весов и форма гирь определялись правящим королем, который обычно в качестве эталона выбирал изображение своего животного-покровителя. Это могли быть мифические львы-чинтэ, птица-хинта, зверь томьин с телом лошади и головой дракона. В 20 в. такие гирьки получили название "опиумных", поскольку применялись и для взвешивания наркотических веществ.

 

Голова ученика Будды.
Мьянма, пров. Сагаин. 13–14 вв. Мрамор, резьба, роспись, позолота. В. 12,4 см.

Голова является фрагментом алтарной композиции, в которой по обе стороны статуи Будды располагались меньшие по размеру фигуры учеников-монахов с бритыми головами. Такая композиция получила распространение в храмовой скульптуре Паганского королевства (11–13 вв.) – первого мьянманского государства. Мраморные изображения традиционно украшали росписью и позолотой, о чем говорят их следы на этой скульптуре. Лик монаха с полуприкрытыми глазами и легкой улыбкой на устах напоминает лицо Будды, отсутствуют лишь ушниша (выпуклость на темени – знак мудрости) и мелкие завитки волос.

Панно "Рождение Будды".
Мьянма. 1970-е гг. Бамбук, лак, плетение, гравировка. 99,5х62 см.

Панно выполнено в оригинальной технике полихромного гравированного лака, известной в Мьянме с Паганской эпохи (11–13 вв.). На нем представлен канонический сюжет, показывающий чудесное рождение будущего Будды из правого бедра своей матери Майи. Ореол из древесной кроны с парящими над ней божествами окружает голову Майи, поддерживаемой слева ее сестрой. Младенец изображен дважды: на бедре матери и на стебле-пьедестале из стилизованных цветов лотоса, символизирующих его первые семь шагов.

Таиланд 

Экспозиция Таиланда включает бронзовые изображения будд позднего периода Аюттхаи (15–18 вв.) и Бангкокской эпохи (кон. 18 – нач. 20 в.). Они расположены на ступенчатой подставке, имитирующей конструкцию храмового алтаря, и представляют различные иконографические типы. Статуи "коронованного" Будды (в короне и с украшениями) отражают представление о нем как о Вселенском монархе и повелителе Дхармы – буддийского учения. Фигура Будды, сидящего на семиглавом змее-наге, напоминает эпизод спасения его королем нагов во время наводнения. Композиция, изображающая Будду и прислуживающих ему слона и обезьяну, связана с легендой о пребывании Учителя в лесу Парилейяка. Помимо культовой пластики в экспозиции находится большая позолоченная алтарная ваза с лотосами 20 в., декорированная мозаикой из зеркального стекла.

Скульптура Будда со слоном и обезьяной.
Таиланд. 19 в. Металл, литье, позолота. В. 25,3 см.

В скульптурной композиции, выполненной мастером Бангкокской школы, запечатлено одно из важных событий в жизни Будды – пребывание в лесу Парилейяка. По легенде, живший в этих местах слон подносил ему воду для омовений и лесные плоды, а обезьяна – медовые соты. Когда Будда покинул лес, животные умерли от тоски по Учителю, но затем возродились на небесах в виде божеств. Будда изображен сидящим на скалистом возвышении в так называемой "европейской" позе (праламбападасана), а у его ног – маленькие фигурки слона и обезьяны. Этот иконографический тип получил широкое распространение в культовой скульптуре Таиланда 19–20 вв.

Скульптура стоящего Будды.
Таиланд. 19 в. Металл, литье, позолота. В. 87 см.

Произведение является образцом буддийской храмовой пластики Таиланда и создано мастером Бангкокской школы, уделяющей большое внимание декоративному оформлению статуй. Монашеский плащ-уттарасанга Будды украшен рельефным звездчатым узором, а его края и свернутая в полосу накидка-сангхати отделаны каймой с цветочными розетками. Руки стоящего Учителя сложены в жесте умбат – "держащий бат /чашу/": на ладони ставился съемный сосуд (ныне утраченный) в виде традиционной полусферической чаши для сбора подаяний. Этот ритуал, установленный еще Буддой, до сих пор совершается каждое утро буддийскими монахами, давая возможность мирянам совершить доброе дело и приобрести тем самым религиозную заслугу.

Лаос

Произведения искусства Лаоса 18–20 вв. выполнены в традициях, сформировавшихся еще в эпоху первого лаосского государства Лансанг (14 – нач. 18 в.). Изяществом и мягкостью моделируемых объемов отличаются деревянные скульптуры Будды кхофон (вызывающий дождь) и Будды лила (идущий), созданные в провинции Луангпхабанг. Вышитая золотными нитями фигура сидящего Будды украшает опахало – важный атрибут буддийского культа. В экспозиции находятся также буддийские металлические амулеты, серебряный футляр для хранения извести, оружие и редкий образец лаосской книги 18 – начала 19 в., которая написана по традиции на пальмовых листьях и снабжена деревянными обложками.

Скульптуры Будды лила и Будды кхофон.
Лаос, пров. Луангпхабанг. XVIII-XIX вв.
Дерево, лак, резьба, позолота.

Скульптуры выполнены по канонам средневековой пластики Лаоса и представляют два распространенных иконографических типа. Будда лила (идущий) с чуть выдвинутой ногой и поднятой правой рукой (кисть ее не сохранилась) - это образ Учителя, спускающего с небес Таватимса после проповеди буддийского учения богам и своей матери Майе. Образ Будды кхофон (вызывающий дождь) отражает представление о всемогуществе Учителя, способного вызвать живительную небесную влагу. Статуи этого типа пользуются в Лаосе особым почитанием перед началом сезона дождей.

Монашеское опахало.
Лаос. Начало XX в.
Дерево, бархат, золотная нить, шитье.

Опахало, называемое в Лаосе кханталабат, сделано в традиционной форме листа баньяна с длинной деревянной ручкой. На темно-вишневом бархате экрана вышита фигура сидящего на лотосовом троне Будды в обрамлении цветочных побегов. Функции опахала многообразны. Помещенное за статуей Будды оно символизировало дерево Просветления, перед статуей - указывало на отрешенность от мирской суеты, а во время ритуальных церемоний в руке монаха служило его ранговым знаком.

Камбоджа 

Памятники Камбоджи представлены в основном художественным металлом – наиболее значимой частью музейной коллекции. К периоду расцвета средневековой империи Камбуджадеша (9–14 вв.) принадлежит бронзовая скульптура индуистского божества Вишвакармана (12 в.) – небесного зодчего, покровителя ремесел. После 13 в. главенст¬вующей религией становится буддизм и в искусстве начинают господствовать буддийские образы. К раритетам коллекции относится вырезанная из камня голова Будды 13–14 вв. с улыбкой, передающей состояние внутренней гармонии и покоя. Ценным экспонатом является датированное 1885 г. изображение "украшенного" Будды, прочеканенного из тонкого серебряного листа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства внимание привлекают колокол для слона (11–13 вв.), сосуд в виде раковины для возлияний освященной воды и фигурные шкатулки для бетеля (тонизирующей жевательной смеси) первой половины 20 в. В экспозиции выставлены попили 19–20 вв. (металлические пластины в форме листа баньяна - дерева Просветления), которые использовались в качестве подставок для свечей во время обряда ритуального очищения и благословления.

Голова Будды.
Камбоджа. Кон. XII-XIII вв.
Камень (серпентинит), резьба. 

Голова является фрагментом культовой скульптуры Будды и относится к позднему периоду могущественной Ангкорской империи (9-14 вв.). В правление Джаявармана VII (1180 - ок. 1220) индуистские культы сменил буддизм, провозглашенный государственной религией. Буддийские образы этого времени отличает необыкновенная одухотворенность, проявляющаяся прежде всего в освещающей их лица задумчиво-загадочной улыбке, которую даже называют "ангкорской". Создавший голову Будды мастер сумел великолепно передать состояние внутренней гармонии, покоя и сострадания ко всем живым существам.

Колокол для слона.
Камбоджа. XII-XIII вв.
Металл, литье.

Колокол, созданный в период расцвета Ангкорской империи (IX-XIV вв.), отлит из темно-коричневой бронзы и имеет эллипсовидную форму. В его нижней части, разделенной на четыре фигурных лепестка, помещены две маски демона Риэху. С этим мифическим существом в Камбодже связываются солнечные и лунные затмения. Риэху, являясь нелюбимым, из-за безобразной внешности, братом Солнца и Луны, всегда следует за ними и при встрече пытается крепко обнять, затмевая их сияние. Те же постоянно отворачиваются и вырываются из его объятий. Колокола подобного типа вешались на шею слонов во время торжественных выездов. Убранство этих почитаемых животных было очень богатым, а на королевского слона даже надевали золотой головной убор и футляры на бивни.