О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Искусство
Индии

Индийская коллекция Государственного музея Востока немногочисленна (около 3 тысяч единиц хранения), но очень интересна. Наибольшую художественную ценность представляет великолепное собрание миниатюр, среди которых  особое место по праву занимают работы Могольской школы.

Истинным шедевром является миниатюра художника Бальчанда (XVI - нач.XVII вв.) под названием «Сцена состязания акробатов».Сюжет был взят мастером  из повествования Саади  о старом учителе, обучавшим юношей боевым искусствам, и его любимом, но неблагодарном ученике, задумавшим победить учителя на ответственном состязании и занять его место. Известно, что учитель передал ученику 99 основных приемов борьбы, на всякий случай утаив сотый прием. Осторожность, проявленная учителем, оказалась ненапрасной. На состязании ученик начал использовать один прием за другим… Тогда учитель, использовав сотый, несообщенный ученику прием, поднял последнего над головой и кинул на землю. Так были наказаны коварство и неблагодарность.

Шахматы
Индия. 1950-е гг.
Слоновая кость, дерево.

Астролябия Планисфера.
Индия. Г. Лахор. 1587-1588 гг.
Латун, литье, гравировка.

Ларец
Индия. XVII в.
Дерево, кость, металл, инкрустация.

Чрезвычайно ценной частью коллекции являются иллюстрации к историческим мемуарам «Бабур-наме», написанные легендарным индийским императором Бабуром. В музее хранятся замечательные миниатюры, являющиеся очень точными иллюстрациями к тексту. Флора и фауна Индии, внутреннее убранство дворцов, батальные сцены, сцены охоты, роскошных пиров – все  это можно увидеть в залах музея.

 

Посетителей наверняка поразит удивительная сохранность могольских миниатюр, что неудивительно – писались они темперными красками, которые замешивались на яйце с последующим добавлением растительного или животного клея.

Почти в каждом зале музея Востока можно увидеть изделия из лака. Лаки могольского времени очень близки к миниатюрному искусству и также экспонируются в зале, посвященном искусству Индии. Никого не оставят равнодушным изысканные лаковые пеналы-каламданы, предназначенные для хранения тростниковых перьев.

В зале, посвященном искусству миниатюры, также можно увидеть замечательные работы, относящиеся к раджастханской и  деканской школам, а также к школе Пахари.

Важное место в индийской экспозиции занимает бронзовая скульптура. Скульптуры, экспонирующиеся в зале Индии, изготовлены способом литья по восковой модели (техника «утраченной восковой модели»). Удивительное впечатление производит статуарный образ Шивы Натараджи – Танцующего Шивы. Шива – образ на редкость яркий  и многогранный. Он отождествляется и с образом аскета, отрешившегося от всего земного и с образом божества эмоционального и гневливого. У него на редкость много имен. Вот некоторые из них:  Агхора (Ужасный), Бхагават (Божественный), Вишванатха (Повелитель мира), Нилакантха (Синегорлый). Насколько противоречивы его имена, настолько же противоречивы и поступки  – Шива в гневе лишает головы своего сына Ганешу,  и он же  храбро подставляет свою, когда река Ганга, поднявшись в небеса,  падает на землю. Приняв воды реки «на свою голову», Шива спасает все живущее на ней. Он же совершает благородный поступок, выпив страшный яд, предназначенный для богов и людей, но не погибает  – лишь  его горло окрашивается в синий цвет (отсюда – Синегорлый). Во лбу у Шивы горит Третий глаз, обладающий способностью исторгать огонь.

«Пир Бабура в Агре 1525 г.»
Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Индия, 1590-е гг.
Бумага, темпера.

РАВАНА и ДУРЬЙОДХАНА.
Индия. Керала ХХ в.
Дерево, пигменты,  лак.

Игрушки: Конь и Верблюд.
Индия, Раджастхан. 1970-е гг.
Ткань, солома, бусы, пряжа, мишура.

Фигура Шивы Натараджи  на редкость изящна, она развернута в трех грациозных поворотах («трибханга»). В одной из рук Шивы – маленький барабанчик, звук которого обозначает творение, ладонь другой руки поднята в благословляющем жесте, третья рука указывает на поверженного демона, олицетворяющего невежество, в из четвертой руки исторгается огонь. Огненный круг, в центре которого танцует Шива, обозначает Космос.

 

Несомненной художественной ценностью обладает также средневековая металлическая скульптура малой формы, представленная джайнскими и индуистскими персонажами.

Рельефы с храмовой колесницы бога Джаганнатха достойно представляют искусство  деревянной скульптуры Индии. Многие из нас встречали описание этой грозной колесницы в литературе, не подозревая, что фрагменты одной из них, датированные восемнадцатым веком, есть в нашем музее. На рельефах  можно безошибочно узнать богиню Лакшми, олицетворяющую счастье, Раму – героя  древнеиндийского эпоса «Рамаяна», многоголового и многорукого демона Равану, а также Ганешу, имеющего голову слога и тело человека.

В зале, посвященном искусству Индии, можно увидеть  драгоценные легкие муслиновые  ткани, кашмирские шали, оружие, а также удивительно красивые металлические предметы, выполненные  в известной только в Индии технике бидри.

Для тех, кто изучает древнюю и средневековую культуру Востока, посещение зала Индии невозможно переоценить.